Грамотеи и патриоты

Формирование функциональной грамотности у учащихся — актуальная задача современного образования. О работе региональной сетевой инновационной площадки на базе школы № 14 Арзамаса повествуют Татьяна ВЛАСОВА, учитель математики, и Тамара ЛОСЬКОВА, учитель русского языка.

 

 

Немного о площадке

Современное школьное образование требует активной инновационной деятельности. В целях обеспечения устойчивого развития системы образования в рамках сотрудничества «вуз — школа» на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 2023/24 учебном году в нашей школе (директор Олег Фильченков) действует региональная сетевая инновационная площадка по направлению «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках ФГОС ООО» с темой «Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО». Руководят площадкой доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук Ольга Никифорова и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Автомонова.

В работе площадки участвуют педагоги предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы», что позволяет охватить разные сферы речевой деятельности. Это учителя: русского языка и литературы Тамара Лоськова и Татьяна Рябинина, математики Татьяна Власова, физики Наталья Зиновьева, истории и обществознания Наталья Ракова.

Помогая учителю

Участники площадки осуществляют методическое сопровождение деятельности педагогов школы, изучают методики, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся в контексте реализации требований ФГОС ООО.

В рамках работы площадки был проанализирован имеющийся опыт формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, математики, физики, истории и обществознания, УМК по различным дисциплинам на предмет выявления возможностей для формирования функциональной грамотности учащихся; осуществляются диагностические исследования по выявлению уровня сформированности у учащихся различных видов функциональной грамотности; создается база методических и дидактических материалов, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО; проводятся интересные мероприятия для педагогов и обучающихся.

Неформальное общение

Мероприятия по реализации программы инновационной деятельности включают в себя заседания дискуссионного клуба. Так, на одном из них ученики обсуждали тему «Что значит быть патриотом сегодня?». Цель — воспитание у детей чувства патриотизма, определение роли патриотизма в жизни современного общества.

Ребята поделились мыслями о том, какими чертами должен обладать патриот, говорили о своей роли в будущем страны. В ходе работы клуба формировалась положительная нравственная оценка таких качеств, как порядочность, честность, верность долгу, сила воли, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Учащиеся читали стихи, говорили о героях России, рассуждали на значимые для себя темы, вспомнили интересные факты из истории нашей страны, определились со своей жизненной позицией.

Также интересны мероприятия, проводимые самими детьми для учеников из других параллелей: игры, конкурсы, викторины, квесты. Непринужденная обстановка, неформальное общение между обучающимися позволяют развивать коммуникативные навыки. Именно такие виды деятельности способствуют формированию функциональной грамотности детей.

Школьная педагогическая научно-практическая конференция

Другое интересное мероприятие, проведенное в рамках работы площадки, — школьная педагогическая научно-практическая конференция «Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся».

Ольга Никифорова рассказала о формировании функциональной грамотности на уроках словесности. Также на конференции обсуждались актуальные вопросы современного образования: «Формирование математической грамотности при обучении математике», «Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ», «Работа с текстом как наиболее эффективный способ развития читательской грамотности», «Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания».

Развитие функциональной грамотности приносит свои плоды: выпускники нашей школы показывают высокие результаты прохождения ГИА, а педагоги активно изучают новые подходы к обучению и используют их в своей деятельности.

 

Школа № 1, январь 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN