Такие важные «Разговоры о важном»
По мнению Людмилы ОГОРОДОВОЙ, учителя начальных классов школы № 17 Сарова, долгое время во всех школах не хватало одного предмета. Это всем предметам предмет — человечность. Были и есть математика, физика, история и другие дисциплины. Теперь есть «Разговоры о важном». Все новое, встреченное поначалу в штыки, постепенно становится неотъемлемой частью образования и воспитания, соединяя эти два школьных направления воедино.
Моя философия душевных занятий
Я люблю этот час, так как он предоставляет возможность сказать важное, нужное не только детям, но и мне, открыто высказать не только свою гражданскую позицию учителя, но и человеческую, что позволяет привнести в занятие то, что идет из души, из сердца.
Для меня, в первую очередь, эти уроки о гражданственности, человечности, патриотизме, любви к Родине, семье. Но невозможно искренне говорить на данные темы, если для тебя самого эти смыслы не важны.
Мой жизненный путь, мой личный опыт помогают «разбавить» внеурочный диалог с учащимися, наполнить его живыми историями о моем детстве, школе, путешествиях, прочитанных книгах. Нередко на занятия я приношу свои фотографии, книги, семейные реликвии. Это сближает меня с моими подопечными.
Добавлю, что желание саморазвиваться в данном направлении дает много новых и интересных идей. Например, участвуя в прошлом году в конкурсе НИРО на лучшую презентацию к «Разговорам о важном», я разработала слайды на тему Дня матери. Мне хотелось поговорить о женщинах Нижегородской земли и их подвиге в разные периоды истории. Презентация называлась «Гимн материнской любви». Сколько всего интересного я узнала сама, пока готовила ее! Например, о подвиге Матрены Вольской, которая летом 1942 года вывела с оккупированной фашистами территории и доставила в Горький 3225 смоленских детей.
Ролевые и настольные игры
Главной формой занятий является беседа. Но для того чтобы заинтересовать и вовлечь детей в обсуждение темы, недостаточно построить занятие в форме дискуссии. При его планировании не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, дополнительном материале.
Остановлюсь на играх, так как дети младшего школьного возраста любят играть. Мои ученики обожают ролевые игры. Так, в разговоре об учителях в честь нашего профессионального праздника я предложила проиграть школьные ситуации, в которых роль педагога исполняли сами учащиеся. Например: «Ребенок опоздал на урок. Твои слова и действия?» Или: «Ты вызываешь к доске ученика для прочтения стихов наизусть, ребенок спотыкается, а класс смеется. Как ты поступишь?»
А еще мы любим настольные игры. Например, вы хотите помочь школьникам лучше усвоить знания о героях нашего Отечества и основных событиях, связанных с их деятельностью. Для этого на занятии можно использовать модификацию игры «Элиас». Заранее приготовить комплект карточек с именами, например: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Юрий Гагарин, Петр Чайковский, Александр Матросов, Иван Кулибин и др.
Класс можно разделить на две (например, мальчики и девочки) или три (по количеству рядов в классе) команды. По очереди представитель каждой команды берет комплект карточек и пытается описать для своей команды того человека, имя которого написано на верхней карточке. Он не имеет права показывать ее другим игрокам, называть имя героя, первую букву его имени или отдельные слоги. Команда должна по описаниям отгадать имя. Затем игрок описывает человека, имя которого написано на следующей карточке, и т. д. Чем больше имен отгадает команда за одну или две минуты, тем больше очков она получает. Такую игру полезно провести в конце занятия, подводя итоги разговора.
Проявляя творчество
Бывают такие внеурочные встречи, когда на помощь по моей просьбе приходят дети-наставники из среднего и старшего звена. Они также проводят викторины, конкурсы, игры.
Мне полюбились рабочие листы, которые помогают закрепить «выжимку» из нашего разговора. Для учащихся начальной школы это важно. Тем более что часто есть задание творческого характера — придумать, нарисовать, раскрасить. К концу урока можно и расслабиться! Важно отметить, что не все рабочие листы, имеющиеся в интернете, пригодны для использования. Прежде чем брать их для работы, надо тщательно изучить их и соотнести с рекомендациями.
Редко, но иногда тема бывает нужная, важная, но «сухая» и не всегда понятная малышам. И тогда приходится «лепить» свой сценарий занятия. Продумывая формы проведения, я нередко знакомлю детей с элементами проектной деятельности. Так, поговорив об истории российского герба, мы плавно перешли к родовым гербам и закончили разработкой собственного семейного герба, на котором каждый ребенок отразил интересы членов своей семьи и семейные традиции. Ученики были счастливы! Кроме того, эта работа добавилась в их портфолио в раздел «Моя семья».
В помощь учителю
Сегодня проект «Разговоры о важном» охватывает более 19 миллионов пользователей социальных сетей и мессенджеров, а запущенный формат анонсов тем занятий пользуется особым спросом как у школьников, так и у педагогов. Я сама часто обращаюсь к телеграм-каналу. Там же мы, учителя, можем разместить свое мнение, вопрос, предложение по интересующей нас теме. Кстати, Институт содержания и методов обучения и Институт воспитания выпускают методические подкасты, посвященные тому или иному разговору. Они чрезвычайно интересны и полезны.
Уже сегодня у меня есть и новые задумки. Например, мне лично близка тема блокадного Ленинграда. 27 января 2024 года отмечалось 80-летие со дня снятия блокады. В этом году я подумываю о том, чтобы заранее с детьми создать своего рода агитбригады, подготовить стихи, рассказ о жителях Ленинграда, фотографии и посетить с этой информацией, например, 1-й класс. Данная тема, на мой взгляд, никого не может оставить равнодушным.
Если учитель искренне хочет достучаться до детей, и он сам не равнодушен, он обязательно достучится!
ПОДЕЛИТЬСЯ: