Эмоциональный интеллект у дошкольников
Короткая аббревиатура СТЕМ, а за ней — волшебный мир новых знаний и синтез возможностей, объединение естественных наук, технологии, инженерии и математики. Педагоги Дворца детского (юношеского) творчества Сарова уже оценили достоинства СТЕМ-образования, ведь Дворец является инновационной площадкой Федерального института современного образования «ЭЛТИ-КУДИЦ» по двум ключевым темам, связанным с воспитательным потенциалом СТЕМ-образования и преемственностью дошкольного и начального общего образования. Одна из таких творческих педагогов дополнительного образования — Лариса КАЛУЦКАЯ, руководитель объединения «СТЕМ-мультстудия».
Юные творцы
Отличные, если не сказать, безграничные возможности для детей открывает образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». В его основе — организация продуктивной деятельности на базе синтеза художественного и технического творчества, развитие эмоционального интеллекта посредством создания авторского мультфильма. Мультфильм становится современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества.
Мультстудия позволяет демонстрировать результаты детской деятельности в любом модуле программы СТЕМ-образования: модули, собранные во время работы с наборами для развития пространственного мышления (по системе Ф. Фребеля), объекты из различных видов конструкторов, роботы, результаты экспериментирования с живой и неживой природой. Все они находят свое логическое завершение в творческом продукте — мультипликационном фильме. Опыт показывает, что процесс создания мультфильма помогает развитию гибких навыков: работе в команде, креативности, логическому мышлению и, конечно, эмоциональному интеллекту.
Эмоции и поведение
Что такое эмоциональный интеллект и стоит ли обращать на него так много внимания? Глобальная сеть дает определение эмоционального интеллекта как суммы навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Результаты мониторинга эмоционального развития дошкольников показывают, что дети не склонны анализировать свое поведение, игнорируют чувства других во время игры, у них слабо развит или отсутствует самоконтроль. У многих недостаточно сформированы навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
В моей практике были случаи, когда два ребенка обижали других детей, отнимали у них карандаши, портили рисунки, а потом удивлялись, что с ними не хотят сидеть за одной партой или просто разговаривать. Поэтому, приступая к занятиям, я ставила две цели:
— формирование у воспитанников положительных эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взрослым;
— развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, коллективе.
Из этих целей вытекают следующие основные задачи:
— воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них;
— развивать адекватную оценку собственного поведения и поступков окружающих;
— формировать интерес к окружающим, понимание их потребностей;
— развивать самоконтроль и способность управлять своими эмоциями, чтобы поддерживать верный стиль в отношениях.
Раз кадр, два кадр...
За этими общими словами стоит совершенно конкретная деятельность. Театрально-анимационный блок «СОЮЗ-МУЛЬТ-ЭЛТИ» — отличный инструмент для развития эмоционального интеллекта. В процессе игры мы рассуждаем на серьезные вопросы, поднимающиеся в сказках, сами создаем новых персонажей, обсуждаем их проблемы, размышляем об эмоциях с помощью наводящих вопросов, придумываем развитие сюжета. Таким образом, дети в игровой форме учатся анализировать свое поведение и поведение окружающих людей.
Также мы с воспитанниками научились передавать различные эмоции персонажей с помощью голоса, рисовать главных героев и фоны, озвучивать и снимать движения. При этом каждый ребенок поработал в команде и научился уступать другим детям.
За полгода мы сделали два мультфильма. Я считаю, что для 5—6-летних создателей это хорошо. Ведь прежде чем появится новая серия, надо детально обсудить с ребятами идеи, героев, их внешность, место действия и т. д. Да и рисуют малыши не так быстро, как хотелось бы. А еще надо набраться терпения на время съемки, когда для каждого шага, жеста или перехода требуется делать новый кадр... Но радость детей во время просмотра готовой работы стоит затраченных усилий. А родители удивляются: «Неужели это всё сами сделали?»
Итак, мы создали мультфильмы про Новый год и Зайку-помогайку. Мои малыши придумывали, как Зайка мог бы помочь героям их сказки, а одна девочка предложила добавить новую часть про день рождения Зайки. И теперь мы используем Зайку в качестве примера хорошего поведения. А работа над новыми сериями мультфильмов продолжается.
ПОДЕЛИТЬСЯ: