Историческая экскурсия в изучении прошлого и воспитании
Оксана БЛИНОВА, учитель истории и обществознания школы № 151 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода, рассказывает: «Вспоминаю уроки истории своих школьных учителей, которые повествовали о событиях прошлого так интересно, словно сами жили тогда, и мне невольно хотелось очутиться в той обстановке, в тех реалиях, побывать во многих исторических местах. Став педагогом, я понимаю, что моим ученикам тоже хотелось бы прикоснуться к прошлому не виртуально, а реально. Поэтому я выбрала историческую экскурсию как один из методов своей работы».
«Глядя в историю, словно в зеркало…»
Историческая экскурсия – это прежде всего путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом дома и школы. Она предполагает активную работу детей по осмыслению различных понятий и явлений истории и культуры. Задача таких путешествий – установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями. Их главный результат – личностное освоение культурных ценностей, которые мы декларируем, но которое сложно осуществить в процессе традиционного обучения. Поэтому основу наших исторических путешествий составляет активная, творческая и во многом самостоятельная деятельность учащихся, связанная с исследованием разнообразных исторических и культурных объектов.
Историческая экскурсия проектируется каждый раз заново с учетом выдвигаемых целей и задач, подготовленности детей. Идея путешествия заключается в том, что предполагается освоить ребенку в результате, с какими понятиями и явлениями истории и культуры он познакомится, какие новые представления о человеке в истории и культуре приобретет, какие взаимосвязи между объектами культурной среды сможет выявить, что нового узнает о людях, населяющих этот город, какие нравственные уроки извлечет из событий прошлого.
«Купно за едино»
За время преподавания истории (мой стаж составляет 21 год) мне много куда удалось сходить и съездить с моими воспитанниками и в Нижнем Новгороде, и за его пределами.
Для учеников 5–7-х классов я использую в работе экскурсии по городу или в музеи. Например, при изучении Смутного времени веду ребят в наш Нижегородский кремль и показываю места, где Кузьма Минин призывал народ идти освобождать Москву от поляков; в процессе экскурсии предлагаю зайти в храм Михаила Архангела, чтобы поклониться покоящимся тут останкам нашего великого земляка.
Изучая народные ремесла, мы поехали в Семенов, познакомились с традиционными для Нижегородского края ложкарным промыслом, сами научились расписывать матрешку в технике хохломы. Думаю, что такие наглядные путешествия «с погружением» более эффективно и действенно позволяют детям прочувствовать те или иные события и явления истории.
В городах-героях
Для учащихся 8–9-х классов исторические экскурсии планирую уже дальние, на несколько дней, – это нравится ребятам из-за возможности не только побывать в новых местах, но и, по большому счету, побыть вместе со школьными друзьями вне стен школы и уроков.
В прошлом учебном году в дни осенних каникул мы побывали в городе-герое Волгограде. Ученики моего 8-го класса, еще не изучающие Великую Отечественную войну, но ежегодно по уроках, посвященным Дню Победы, знающие о событиях тех лет, с радостью поехали в этот прославленный город. За три дня посетили различные музеи и интересные исторические места, погрузились в атмосферу военного времени. Особое впечатление на детей произвела экскурсия на Мамаев курган; они узнали не только о боях, которые тут проходили, но и обо всем комплексе, идеях, воплощенных автором мемориала Евгения Вучетича. Также понравилось им в музеях «Сталинградская битва», «Память», «Бункер Сталинграда». Конечно, посмотрели мы и сам город. Такая поездка воспитывает чувства гордости за свою страну, уважения к павшим воинам, любовь к Родине, сочувствие к жителям Сталинграда времен войны.
В конце прошлого учебного года мы с восьмиклассниками поехали в столицу нашей Родины – город-герой Москву. Побывали, разумеется, на Красной площади, увидели Кремль, собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, сходили и на Поклонную гору, к Вечному огню, где смогли соприкоснуться с историей страны в разные ее периоды. Посетили и храм Христа Спасителя, почти все дети были там впервые.
Особое впечатление на ребят произвел музей «1418 шагов», в котором с помощью интерактивных технологий рассказывается и наглядно показывается история всей Великой Отечественной войны. Повсюду в музее есть экраны, где можно ввести данные своих воевавших предков и найти информацию о них. Это помогает ребенку понять, что и его семья пострадала в войну, что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулась война.
Дорогами единства
В эти осенние каникулы мы уже с девятиклассниками поехали в Казань. История столицы Республики Татарстан предстала перед ребятами воочию: мы побывали в Старо-Татарской слободе, посетили главную мечеть Татарстана Кул Шариф, там нам рассказали о мусульманских традициях и обычаях. Это позволяет православным детям понимать, что есть и другие конфессии, воспитывает в них веротерпимость.
Конечно же, посетили мы и православные храмы Казани, прежде всего Богородицкий монастырь, где находится чудотворная Казанская икона Божьей Матери. Мои ученики узнали историю обретения этой великой святыни и смогли прикоснуться к ней. Погуляли по городу, увидели различные красивые пространства, их в Казани много. Поездка помогла ребятам понять, что наша страна многонациональная, многоконфессиональная, воспитывала чувство уважения и терпимости к людям других национальностей и вероисповеданий.
Еще один способ показать и рассказать историю города – провести экскурсию самим детям, когда они выступают в качестве экскурсоводов. Тут и возможность узнать новую информацию, и развить ораторское искусство, а для некоторых ребят – преодолеть чувства стеснения, зажатости. Прошлой осенью мы приняли участие в проекте «Дорога Единства». Учащиеся сами составляют проект экскурсии, могут побывать в роли рассказчиков и даже операторов и режиссеров монтажа видеоролика.
Таким образом, историческая экскурсия – это прекрасный способ изучения исторического прошлого и возможность для педагога воспитывать в детях уважение к историческому прошлому, сопричастность к событиям давних лет, людям, которые защищали нашу Родину и создавали ее такой, какая она сейчас.
ПОДЕЛИТЬСЯ: