«Ситуация месяца» — эффективная технология социализации
Для того чтобы жить в современном мире, ребенку необходимо усвоить нормы и традиции, принятые в обществе. Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения, утверждает Татьяна КОЗЛОВА, воспитатель детского сада № 35 Сарова.
Инициатива педагога, детей, родителей
Технология «Ситуация месяца» направлена на воспитание у дошкольников самостоятельности, ответственности, формирование дружеских отношений, уважительного отношения к окружающим, умений проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать их.
Структура ситуации месяца обязательно включает:
— диагностику знаний и умений воспитанников в начале ситуации;
— привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.);
— активизацию прошлого опыта малышей в различной форме: беседы, драматизация, изобразительная деятельность и т. д.;
— создание предметно-пространственной среды и коллективных проектов, подготовку социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной образовательной организации;
— участие родителей: беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний дошкольников, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самих праздниках;
— выходную диагностику в форме «обратной связи», например, опрос родителей в чате в форме голосования (понравилось ли мероприятие).
Каждую ситуацию воспитанники проживают в течение одного месяца. В завершение проводится итоговое мероприятие, на котором дети показывают то, чему они научились. Для них это дополнительная возможность проявить инициативу.
Мы — саровчане, россияне и земляне
Вначале составляется план. Он включает в себя новые формы взаимодействия с дошкольниками и итоговое мероприятие. Ниже представлен план работы по ситуациям месяца, объединенным темой «Мой Саров». Рассмотрим подробнее содержание различных ситуаций.
В сентябре проходила ситуация «Мой дом — детский сад». Мы обсуждали с воспитанниками, что для них значит детский сад, чем они здесь занимаются. На итоговое занятие пришел Незнайка, он задал малышам вопрос: «Что такое детский сад?» Кто-то ответил просто: «Это дом, где собирается много детей»; кто-то — что в детском саду есть воспитатели, которые проводят занятия, играют с детьми, организуют праздники. На «рефлексивном круге» мы создали кодекс группы, где отразили главные правила поведения. Например: «Мы друг друга уважаем, дружно в группе мы играем» или: «Я друзей своих люблю, в группе тихо говорю» и др.
В октябре проводили ситуацию «Я живу в Сарове». Ребята предложили сделать объемную аппликацию: герб Сарова и скульптурную композицию «Я люблю Саров». Во время бесед дошкольники сами рассказывали много интересного о своей малой родине. Итоговым мероприятием стала викторина «Город, в котором мы живем» по типу игры «Что? Где? Когда?».
В ноябре прошла ситуация «Я — житель земного шара». Во время этого мероприятия ставили опыты: «Что такое воздух», «Очистим воду от примесей» и др.; смотрели, что случится, если наша планета будет засорена. Мы с воспитанниками сделали небольшую копию карты Земли и параллельно обговаривали условные обозначения (моря, горы, пустыни и т. д.). Проводили беседы на темы: «Какие народы живут в России», «Россия — родина моя»; смотрели обучающие видеофильмы «Страны».
В декабре состоялась ситуация «Рождественский подарок». В ее рамках мы с детьми и их родителями участвовали в акции «Подарок в Темниковский детский дом» и др.
Коллективное взаимодействие
В январе прошла ситуация «Девочки — мальчики». Эта ситуация была организована у нас, наверное, наиболее интересно. К малышам приходили гости (в них наряжались дети): Василиса Прекрасная (Ксюша), Илья Муромец (Дима), Баба Яга (Варя). Ребята проходили испытания Бабы Яги, доказывали ей, что в группе дружат и девочки и мальчики, рассказывали, чем девочки и мальчики различаются. Мероприятие прошло весело и продуктивно. Воспитанники не хотели отпускать гостей праздника.
Февраль — это ситуация «Моя семья, мои корни». Мы с детьми рассматривали несколько проблем, например: «Почему человек оказывается в доме престарелых», «Почему дети оказываются в детских домах», и думали, как можно избежать такого. Дети сделали дерево семейной дружбы из ладошек.
В марте — апреле в рамках ситуации месяца «Космос» был реализован проект «Лучший скафандр для игры». Данный проект мы представляли на конкурсе «Я — исследователь» и заняли первое место на муниципальном этапе и третье — на региональном, проходившем в Арзамасе. Эта творческая работа была посвящена поиску способа изготовления оптимального скафандра для игры в космонавтов. Скафандр должен быть легким, практичным, удобным в обращении и занимать мало места в группе. Экспериментальным путем проверяли на соответствие заявленным характеристикам скафандры из картона, газеты, пакетов и спанбонда. Лучшим материалом оказался спанбонд.
В мае во время ситуации «Мы живем в России» использовались такие формы работы, как викторина «Моя Россия», тематическое занятие «Россия — родина моя», праздник «День Победы» и возложение цветов к стеле героев. Итоговым мероприятием стал конкурс чтецов, на котором дети читали произведения о России.
В течение всего лета проводилась ситуация «Таинственный остров», в ходе которой состоялись два интересных мероприятия: «Веселые пираты» (его предложили сами воспитанники) и «Путешествие на таинственный остров», куда приходил Водяной и давал малышам разнообразные задания.
Технология социализации «Ситуация месяца» способствует интеграции различных образовательных областей в педагогическом процессе, позволяет создавать коллективные проекты, связанные с ситуацией месяца, а самое главное — естественным образом формировать у дошкольников важные жизненные установки.
ПОДЕЛИТЬСЯ: