Технологии здоровьесбережения и профессиональный рост педагогов
Здоровьесбережение — ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса и является одним из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей. От их взаимоотношений зависят результат труда и будущее ребенка, напоминает Елена ВЕРШИНИНА, заведующая детским садом № 391 Сормовского района Нижнего Новгорода.
Формируя культуру питания
Здоровьесберегающие технологии содействуют становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и развития их потребности к здоровому образу жизни.
На примере нашего учреждения остановлюсь на наиболее важных, на мой взгляд, тенденциях роста культуры здоровья воспитателей и соответственно повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных результатов деятельности.
Задачи по формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни и социальных навыков, здорового и безопасного поведения реализуются в детском саду и отражены в образовательной программе дошкольной организации. Основные компоненты здорового образа жизни: режим дня, двигательная активность, закаливание, гигиенические навыки — присутствовали в нашей деятельности, вместе с тем углубленного компонента по формированию культуры питания у воспитанников среди них не было. Это определило необходимость углубиться в работу по данной проблеме специалистам ДОО на основе парциальной программы «Разговор о здоровье: начало».
Для решения данной задачи недостаточно базовой профессиональной подготовки воспитателей. В этом случае важна готовность самого педагога встать на путь совершенствования. У воспитателей должны быть сформированы мотивация, знания, умения и навыки, профессиональные и личностные качества, необходимые для разработки и внедрения новых технологий.
Педагог, научись сам!
С 2020 года воспитатели активно внедрились в работу по формированию культуры питания у дошкольников: прошли курсы повышения квалификации, искали интересную, познавательную информацию о здоровом питании, проводили мониторинг знаний родителей и старших воспитанников о здоровом питании. Были определены направления и инструментарий деятельности по данной проблеме. Все это требовало от педагогов широты эрудиции, активности, способности к анализу и самоанализу.
Давая знания, воспитатель должен затронуть воображение ребенка. Для этого педагоги применяли в образовательной деятельности с детьми различные методы и приемы. Один из таких методов — проблемно-поисковый, при использовании которого старшие дошкольники поставлены в условия необходимости открыть факт, закономерность или освоить новый способ познания.
Например, перед ребенком «грустный зубик», на котором прикреплены различные сладости. Задаются вопросы: «Почему зубик грустный? Как ему помочь? Как правильно чистить зубы?» и т. п. Воспитатели, применяя ту или иную методику, наблюдают, как дети освоили знания, научились применять их, что надо заменить, скорректировать при обучении. Взрослый не только учит, но и сам получает знания от детей.
Педагоги разработали копилку методического и дидактического сопровождения дошкольников по формированию культуры питания; пополнили развивающую предметно-пространственную среду групп разнообразными дидактическими играми, наглядными пособиями по становлению у детей ЗОЖ. Применение здоровьесберегающих технологий способствовало введению в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, направленных на физическое развитие, формирование у малышей ценностных ориентиров на здоровый и безопасный образ жизни.
Поговорим о здоровье
Транслируемость накопленного опыта, участие в семинарах-практикумах, ярмарке педагогических идей, конкурсах стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентируют на зону ближайшего развития.
Проведение совместных спортивных мероприятий с семьями воспитанников «Ты и я — здоровая семья!», «Папа, мама, я — спортивная семья!»; привлечение родителей и детей к конкурсам рецептов о здоровом питании дома: «Ох, уж эта кашка!», «Блюда из овощей», «Любимое блюдо выходного дня», «Бабушкины рецепты» и др.; подготовка интересной информации о здоровой и полезной еде, рекомендаций и советов по организации питания дома, рецептов блюд из полезных продуктов — все это способствовало повышению компетентности педагогов в умении правильно организовывать общение с родителями, давая им полезную интересную информацию, привлекая и повышая интерес к участию в образовательной деятельности.
Формируя мотивацию к здоровому образу жизни, педагогический коллектив ДОУ участвует в квест-играх, акциях «Мы за здоровый образ жизни!», посещает физкультурно-оздоровительный комплекс, катается на лыжах, велосипедах, играет в волейбол и футбол.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий у него и его родителей культуру здоровья, прежде всего сам должен быть здоров, не переутомлен работой, иметь необходимые знания, уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
ПОДЕЛИТЬСЯ: