Нескучный разговор о питании
О способах интеграции федеральной программы «Разговор о правильном питании» в систему дополнительного образования на примере Эколого-биологического центра Дзержинска рассказывает педагог дополнительного образования Ирина КОРНИЛОВА.
Апробируем и внедряем программу
Питание представляет собой один из ключевых факторов, который определяет как качество жизни, так и здоровье человека. Когда речь идет о здоровье детей, значение питания является определяющим условием для их роста и развития. Поэтому формирование компетентности в вопросах здорового питания является важным условием образовательных программ для детей. В связи с этим федеральную программу для обучающихся «Разговор о правильном питании» (под редакцией академика М.М. Безруких, кандидатов педагогических наук Т.А. Филипповой и А.Г. Макеевой) можно считать уникальной.
Программу «Разговор о правильном питании» педагоги нашего центра используют в работе с 2000 года. Центр является координатором распространения данной программы среди образовательных организаций города, пройдя этапы от ее апробации до активного внедрения в образовательные организации Дзержинска:
— С 2000 года апробируется рабочая тетрадь программы «Разговор о правильном питании».
— С 2003 года апробируется рабочая тетрадь программы «Две недели в лагере здоровья».
— С 2007 года апробируется рабочая тетрадь программы «Формула правильного питания».
— С 2013 года состоялись апробация и внедрение электронной диагностической игры по федеральной программе «Формула правильного питания» в рамках подготовки к освоению стандарта школьного питания.
В рамках здоровьесбережения центр осуществляет функции образовательно-методического центра для образовательных организаций всех типов. Работа идет по следующим направлениям.
Методическая деятельность
Включает в себя организацию и сопровождение городского этапа ежегодных конкурсов в рамках программы «Разговор о правильном питании», консультации для педагогов города. Сюда же можно отнести популяризацию программы через обеспечение рабочими тетрадями и методическими пособиями учителей школ и воспитателей детских садов.
Такой подход дает свои плоды. Педагоги города неоднократно становились призерами конкурсов методических разработок в рамках программы «Разговор о правильном питании». Назовем некоторых из них: Вера Черныш, воспитатель детского сада № 109; Елена Жукова, воспитатель группы продленного дня начальной школы — детского сада № 144; Ирина Морозова, воспитатель детского сада № 145; Наталья Дубровина, учитель биологии школы № 3; Ирина Корнилова, педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра.
Инновационная деятельность
Центр является стажерской площадкой Нижегородского института развития образования по апробации и внедрению федеральной программы «Разговор о правильном питании». В рамках этой деятельности мы проводили мастер-классы для педагогов в Дзержинске, Нижнем Новгороде и Кстове, а также обучали педагогов области по электронной игре «Формула правильного питания». Занятия, разработанные нашими сотрудниками, вошли в издания НИРО. Фелицата Маркина, руководитель отдела «Здоровье человека и окружающая среда» центра, и Ирина Морозова, воспитатель детского сада № 145, стали соавторами программы и методических рекомендаций «Реализация направления образовательной деятельности “Здоровье в ДОУ”» (2012 г.). Ирина Корнилова, педагог дополнительного образования центра, — соавтор методического пособия «Разговор о здоровье» 2-го года обучения (2024 г.).
Организация массовых мероприятий
Самыми яркими были городские праздники «Питание. Движение. Здоровье», «Кулинарный калейдоскоп» и альманах «Листая страницы». Гостями этих мероприятий явились автор программы Александра Макеева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, и Светлана Роговая, методист отдела образовательных программ, Москва.
Образовательная деятельность
Педагоги центра осуществляют работу по программе «Разговор о правильном питании» путем ее интеграции в дополнительные образовательные программы:
— 1-ю часть программы начинаем изучать с дошкольниками 6 лет в объединениях «Ступеньки здоровья». Это подготовительные группы детских садов. Материал представлен модулем «Здоровье и питание».
— Для школьников младшего звена разработана программа «Расти здоровым».
— Школьники среднего звена обучаются по программе «Будь здоров».
В рамках городского проекта «Город равных возможностей» разработаны адаптированные общеобразовательные общеразвивающие программы для учащихся с ОВЗ: «Ребята и зверята» для дошкольников 5—7 лет и «Я расту. Я меняюсь» для школьников младшего звена.
Сложные эпидемиологические условия 2020 года заставили нас искать новые формы работы с учащимися. Педагогами центра был придуман онлайн-лагерь. Ежедневно в группу «Веселые каникулы» ими выкладывался интересный обучающий материал по программам. Формами его предоставления были: презентации, мультфильмы, мастер-классы, викторины. Большое количество просмотров материала подтверждает интерес к такому формату.
В заключение отмечу, что программа нравится и детям, и педагогам, и родителям. У ребят развиваются навыки позитивного сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, радости из-за успехов одноклассников; педагоги могут контролировать качество и полноту выполнения заданий учащимися с помощью электронно-диагностической игры. Родители с детьми приобретают навыки здорового питания посредством совместной деятельности. А наличие соревновательного компонента активизирует их для участия в конкурсных мероприятиях здоровьесберегающей направленности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: