Нет ценности важнее, чем здоровье!

Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является важнейшим направлением в системе работы Чкаловской школы-интерната на протяжении многих лет, отмечает заместитель директора Ирина ЛЕКАНОВА.

 

 

Актуальные задачи и их решение

Дети с нарушением интеллекта, поступающие в нашу школу, имеют многочисленные нарушения своего здоровья, 34 ученика (31 %) — инвалиды. Это свидетельствует о том, что укрепление здоровья воспитанников и пропаганда здорового образа жизни всегда будут являться актуальными, первоочередными задачами:

— Создание оптимальных условий, благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ученика.

— Сохранение и укрепление психофизического здоровья школьников, развитие физического потенциала детей с ОВЗ через реализацию двигательной активности, здоровьесберегающих технологий.

— Формирование у детей с ОВЗ системы знаний и убеждений, обеспечивающих ценностное отношение к собственному здоровью, обучение основам здорового образа жизни.

— Организация системы профилактической деятельности по предупреждению детского травматизма, предотвращение заболеваемости обучающихся школы.

— Сохранение и приумножение школьных традиций в области физкультуры и спорта.

— Планирование работы с семьей по повышению положительной мотивации к ЗОЖ.

— Расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью увеличения возможностей для занятий физкультурой и спортом.

В школьном здании созданы все условия для сохранения здоровья обучающихся: спортивный зал, оснащенный необходимым игровым и спортивным инвентарем, спортивный городок на территории для занятий на свежем воздухе, кабинеты психологов, логопедов, дефектологов, социального педагога, основное направление деятельности которых — профилактика школьной дезадаптации, своевременное выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказание помощи им. Также в школе есть сенсорная комната, реабилитационный кабинет «Дом совы», кабинет ЛФК и ритмики.

Педагоги на службе здоровью

Квалифицированный состав специалистов обеспечивает профилактическую коррекционно-оздоровительную работу с обучающимися. Сейчас в школе два педагога-психолога, два учителя-логопеда, социальный педагог, два учителя-дефектолога, педагог-организатор, тьюторы, два учителя адаптивной физической культуры, преподаватели-предметники.

Для того чтобы грамотно и правильно спланировать здоровьесберегающую работу, педагоги в первую очередь обращаются к медицинской документации, изучают личные дела вновь прибывших учеников и непременно с медицинской, психологической и социальной службами выявляют особенности здоровья и психофизического развития каждого ребенка.

Педагоги и специалисты активно используют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе и во внеурочной деятельности: индивидуально-дифференцированный подход, технологии игрового обучения, нетрадиционные формы уроков, элементы антистрессовой пластической гимнастики и др.

В школе ведется диагностика по показателям физического развития обучающихся. На основании данных о здоровье ребенка оформляется «Паспорт здоровья и физического развития», где отражены значимые и важные сведения: показатели здоровья и динамика овладения двигательными навыками. Показатели фиксируются на начало и конец учебного года. В целом по школе за 2022—2024 годы мы получили по всем критериям преимущественно положительную динамику.

Учебный план и занятия

Большие возможности по формированию ценностных ориентаций на здоровый и безопасный образ жизни заложены в предметах учебного плана, который существенно отличается от учебного плана общеобразовательных массовых школ.

Для обучающихся начальных классов учебный предмет «Мир природы и человека» имеет подраздел «Человек», формирующий у учеников знания по сохранению и укреплению здоровья. Учебный предмет «Ритмика» направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности, исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, формирование правильной осанки, содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» — основной предмет, на котором осуществляются физкультурно-оздоровительные мероприятия в целях коррекции нарушений двигательной сферы, психофизического состояния, укрепления здоровья воспитанников.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия, лечебная физкультура и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений, а на занятия ЛФК — в соответствии с медицинскими рекомендациями. Данные занятия способствуют развитию функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, постановке правильного дыхания, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений.

В крепком теле здоровый дух

В системе воспитательной работы проводятся декады правильного питания, общешкольные мероприятия: «Безопасное колесо», «Веселые старты», «Мы выбираем спорт!», дни здоровья и др. Уже несколько лет в школьном расписании есть ежедневные динамические паузы длительностью 20 и 40 минут для реализации двигательной активности обучающихся в школьном здании и на свежем воздухе. В каникулярное время на базе школы для детей организуется работа прогулочных спортивно-оздоровительных площадок.

В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности ведется внеклассная спортивная работа по различным направлениям: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, лыжная подготовка. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлены на коррекцию мелкой и крупной моторики, формирование смекалки, выносливости, ловкости, координации движений, укрепление здоровья, развитие общефизических навыков. Мы плодотворно сотрудничаем с Федерацией спортивного ориентирования — ежемесячно в школе проводятся тренировки по этому виду спорта, ребята успешно участвуют в школьных и областных соревнованиях.

Наши ученики — активные участники и победители муниципальных, областных и всероссийских соревнований, например:

— областная спартакиада в 2023/24 учебном году — 2-е место в командном зачете;

— региональный социальный спортивный проект для подростков, оставшихся без попечения родителей и состоящих на различных видах профилактического учета «Хулиганофест — 2024» — призовые места в личном зачете;

— региональный фестиваль по спортивному ориентированию «Инклюзивный лабиринт» — 3-е место в общекомандном зачете, три 2-х места и 3-е место в личном зачете;

— областной конкурс на присуждение именных стипендий Правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов в 2023 году в номинации «Сфера физической культуры и спорта» — почетная грамота за победу;

— Всероссийский турнир «Кубок Чкалова» по пауэрлифтингу, силовому двоеборью, приседу, жиму лежа, народному жиму, становой тяге и подъему на бицепс по версиям IPL/СПР — 2-е место;

— участие в Первенстве России по лыжным гонкам в составе Нижегородской области в лыжно-биатлонном комплексе «Перекоп» (Кировская область);

— участие во Всероссийской спартакиаде специальной олимпиады по настольному теннису — в личном зачете 1-е и 3-е места, в смешанном парном разряде — серебро, в мужском парном разряде — золото.

«Мама, папа, я — спортивная семья!»

Актуальным направлением работы выступает взаимодействие с семьей по формированию у родителей знаний и положительной мотивации к здоровому образу жизни. Основными формами сотрудничества с семьями обучающихся по привитию ценности здорового образа жизни являются:

— пропаганда опыта воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках классных и общешкольных родительских собраний;

— индивидуальные беседы с родителями, просветительская и профилактическая работа с ними, организация консультаций специалистов по вопросам физического воспитания детей, их закаливания, укрепления здоровья;

— посещение семей и обследование условий проживания воспитанников;

— проведение профилактических советов с участием родителей;

— привлечение семей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы.

Результатом этой работы является изменение отношения родителей к своему образу жизни, воспитанию детей и их здоровью.

 

Школа № 3, март 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN