Здоровьесберегающая среда в воспитательном процессе

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, утверждает Луиза КАЛИНКИНА, педагог-психолог детского сада № 165 Ленинского района Нижнего Новгорода.

 

 

Береги здоровье смолоду

Создание комфортных здоровьесберегающих условий — одна из главных задач современного образования. При этом здоровьесберегающими условиями являются те, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития здоровья.

На базе нашего детского сада созданы условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Функционируют музыкальный зал, физкультурная площадка.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные центры.

В группах созданы «уголки здоровья», где накоплен обширный материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, поддержанию здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и личной гигиены.

Наша цель — здоровый ребенок

В систему работы с воспитанниками входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Оно осуществляется через все виды деятельности ребенка во время его пребывания в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

На музыкальных занятиях дети не только изучают элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и выполняют упражнения на развитие своего тела.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время занятий малыши знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом используются музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья воспитанников.

В условиях дошкольного учреждения целесообразно использовать ИКТ для привлечения детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные технологии позволяют делать совместную деятельность педагога и воспитанников по-настоящему интересной и привлекательной, яркой и эмоциональной для ребенка. Практически в каждой группе имеются мультимедийные установки, сенсорные панели, интерактивный стол. Воспитателями созданы медиатеки, где собраны мультимедийные презентации, мультфильмы и т. д.

Инновации и ЗОЖ

С целью системного внедрения модели здоровьесберегающей деятельности с 2020 года детский сад является инновационной площадкой кафедры физической культуры, ОБЗР и здоровьесбережения НИРО по программе «Разговор о здоровье: начало» под руководством доктора биологических наук, профессора Ольги Гладышевой и кандидата биологических наук, доцента, заведующей кафедрой Марины Яковлевой.

Организация здоровьесберегающей деятельности на основе реализации парциальной программы «Разговор о здоровье: начало» способствовала не только повышению эффективности качества образовательной деятельности, но и развитию детей, сохранению их здоровья и формированию у них основ культуры здоровья. Наши воспитатели повысили квалификацию по данной теме, так как работа требовала высокого уровня педагогического мастерства и самосовершенствования профессиональных компетенций.

Педагогами были созданы и представлены на заседаниях районных методических объединений, городских семинарах и конференциях методические разработки: «Использование разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивации к здоровому образу жизни», «Система мотивации в ДОУ к активному и здоровому образу жизни», «Организация работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни», «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность МБДОУ», «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики».

Педагог-психолог Луиза Калинкина разработала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный песок», которую представила на экспертизу в научно-методический экспертный совет НИРО и получила экспертное заключение.

Региональная площадка

С ноября 2023 года наш детский сад на основании приказа Министерства образования и науки Нижегородской области от 22.11.2023 № 316-01-63-3045/23 «Об утверждении перечня организаций — региональных инновационных площадок» является региональной инновационной площадкой НИРО по теме «Методическое сопровождение создания ресурсных центров по формированию ценности и здоровья и культуры ЗОЖ у воспитанников и обучающихся с ОВЗ». В результате успешной деятельности в 2024 году детский сад одержал победу в конкурсе на предоставление гранта Правительства Нижегородской области.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, здоровьесбережения, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях, способствует гармоничному физическому развитию дошкольников.

 

Школа № 3, март 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN