От конкурсанта до наставника

В своей педагогической деятельности каждый учитель оказывается в ситуации того или иного профессионального дефицита, когда для успешной работы необходимо сотрудничество с наставником, человеком более опытным в интересующем вопросе, способным поддержать и дать уверенность в положительном результате, отмечает Наталья ЗИНОВЬЕВА (на фото слева), учитель физики школы № 14 Арзамаса.

 

 

Одним из таких направлений деятельности педагога является участие в конкурсах профессионального мастерства. Не нужно объяснять, что учитель с большой нагрузкой чаще всего категорически отказывается даже от самой идеи выполнять связанный с конкурсными испытаниями большой объем работы. Кроме этого, для успешного продвижения по этапам соревнований необходимы специальные умения, владение навыками представления имеющегося опыта, осмысления стратегии его защиты.

Педагогу, который ежедневно дает оценку работам и ответам учеников, всегда психологически и эмоционально трудно оказаться в ситуации, когда его деятельность оценивают публично. Комфортные и привычные условия труда, надежная защита авторитета у коллег и учащихся, размеренный темп работы отнюдь не являются залогом успешного выступления. На первый план выходят такие качества, как профессиональная смелость, креативность, харизматичность и искреннее желание покорять новые педагогические вершины. Справиться одному с таким психологическим прессингом конкурсанту непросто. Ему требуется помощь наставника.

Я активно включилась в конкурсное движение в 2021 году. К тому времени мой педагогический стаж составлял 24 года, из которых 16 лет я проработала заместителем директора и, казалось, знала о жизни школы практически всё. В тот момент я почувствовала нужду в дополнительных знаниях и в искренней поддержке наставника.

Среди всех профессиональных испытаний наибольшего внимания заслуживает конкурс «Учитель года». Он захватывает целиком, требует отдачи всех душевных сил педагога. Мне посчастливилось, что моим наставником стал Сергей Краснов, молодой директор школы № 58 нашего города, который в 2015 году явился победителем регионального и участником всероссийского этапа конкурса. Он бережно относился ко всем моим идеям и инициативам, делая мои выступления все ярче и ярче, воспитывал во мне дух победителя, даже когда наступали разочарования от временных неудач. Поражало его бескорыстное желание делиться своими идеями — самым бесценным результатом педагогического творчества. Постепенно страх провального выступления сменился профессиональным азартом, желанием делиться тем, чего добился сам. Результат — звание лауреата регионального этапа конкурса в 2023 году.

Через год мне самой предстояло стать наставником с целью сопровождения педагогов в конкурсном и послеконкурсном движении. Это были учителя разных предметов и разного возраста, работающие со мной в одной школе, а также представители образовательных организаций из других муниципалитетов Нижегородской области, которые добились успехов в конкурсах различных уровней, включая всероссийский. Пришлось погружаться в новую роль соратника, профессионального единомышленника.

В своей новой миссии я придерживаюсь следующих принципов:

Лучший пример — личный пример! Ничто так не мотивирует подопечного, как успешный опыт его наставника. Это вдохновляет, вселяет уверенность в самом начале конкурсного пути. Необходимо погружать наставляемого в атмосферу соревнования, приводя примеры из собственного опыта.

Быть наставником — это значит отдавать! Щедро делиться идеями, поддерживать в моменты неудач, не жалеть времени на работу с подопечным, искренне радоваться даже небольшим его успехам.

Если быть, то быть лучшим! Незаметно для наставляемого создавать условия для его творческой самореализации, незримо создавать ситуации конкурсного успеха, выводя его на самостоятельную траекторию его достижения.

Что это дает наставнику? Непередаваемые ощущения востребованности, более высокий уровень профессионального развития, возможность реализовать себя по-новому в своем деле, погружение в творческую атмосферу продуктивного взаимодействия, яркие эмоции сопричастности успеху!

 

Школа № 4, апрель 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN