Наставничество: сопровождение и поддержка

Вера МЕДВЕДЕВА, заведующая методическим кабинетом Дзержинского индустриально-коммерческого техникума, описывает накопленный в учебном заведении опыт внедрения системы наставничества по направлению «педагог — студент» и профессионального становления молодых педагогов под руководством и при методической поддержке опытных наставников.

 

 

Каждому нужен наставник

Наставничество становится неотъемлемым компонентом системы образования, потому что эта технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы их передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная работа), что критически важно в современном мире.

На данный момент в нашем техникуме сформирована база наставников (90 % от общего числа педагогов являются ими). Создана специальная страница на сайте ОО, которая постепенно наполняется содержанием. Определены наставнические пары или группы. Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы развития внутри каждой наставнической пары/группы. Разработаны программно-методические материалы, необходимые для реализации системы наставничества по каждому направлению.

Решая задачи наставничества, мы придерживаемся созданного нами алгоритма и руководствуемся «Положением о наставничестве», принятом в техникуме. Осуществляется материальное и нематериальное поощрение наставников по итогам проделанной работы: объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, стимулирование в оценочных листах.

Педагогическое наставничество в техникуме осуществляется ежегодно на основании приказа директора по направлениям: «педагог — студент», «педагог — педагог», «студент — студент», «работодатель — студент»; формы наставничества — «один на один», групповое, ситуационное.

Сформировать профессионала

Учебно-профессиональное наставничество по направлению «педагог — студент» проводится в период интенсивной подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам «Молодые профессионалы». Задача заключается в выявлении и развитии у обучающихся талантов и способности к творчеству в целях развития их профессиональных компетенций.

Индивидуально-профилактическое наставничество реализуется в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, с ОВЗ) либо входящих в группу риска (состоящих на учете в КДН, ПДН, внутреннем профилактическом учете и т. д.).

Показателями оценки эффективности совместной работы наставника и наставляемых являются достижение обучающимися поставленных целей и решение задач в соответствии с намеченной программой наставничества. Это призовые места в чемпионатах «Молодые профессионалы» по компетенциям «Облицовка плиткой», «Парикмахерское искусство», «Кузовной ремонт», эффективное участие в научно-практических конференциях, олимпиадах профессионального мастерства, повышение желания участвовать в различных мероприятиях техникума.

В начале пути

Еще одно важное и необходимое направление в наставнической деятельности нашего образовательного учреждения — работа с молодыми специалистами. Наставничество становится инструментом кадровой политики организации.

На начальном этапе преподавания у начинающих педагогов выявляются профессиональные дефициты: вызывают трудности адаптация в коллективе, знакомство с нормативными документами, касающимися системы образования различных уровней, заполнение документации преподавателя, подготовка методических материалов.

Задача образовательного учреждения — не навредить, не потерять, а помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, умеющим показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.

Для организации методической помощи начинающим педагогам в техникуме создана «Школа молодого педагога». Ее целью является формирование эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению преподавателей, самореализации молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. За каждым начинающим педагогом закреплен наставник, опытный преподаватель или мастер производственного обучения, профессионал своего дела. У каждого из них есть свои инструменты и ресурсы, которые педагог успешно использует в собственной деятельности и которыми он готов поделиться с наставляемым.

Этапы работы школы молодого педагога: 1-й этап — диагностический и профессионального становления; 2-й этап — творческого роста и совершенствования; 3-й этап — заключительный, планомерная реализация творческого потенциала.

Современное занятие

В рамках школы изучались нормативно-правовая образовательная база, формы и типы современного занятия, контролировались знания, умения и навыки студентов, рассматривались вопросы ведения преподавателем обязательной документации, составления рабочих программ по дисциплинам и междисциплинарным курсам, создания методических разработок, участия в проектной деятельности, подготовки к аттестации.

На первом этапе совместной деятельности необходимо было выявить трудности молодого специалиста, профессиональные дефициты и наметить способы их устранения. Анализ анкетирования совместной деятельности наставников и наставляемых, посещения учебных занятий начинающих педагогов показал, что они приобрели достаточный уровень методической и педагогической подготовки, но пока испытывают затруднения в организации учебной деятельности обучающихся.

В ноябре — декабре прошлого года в техникуме прошел ряд открытых заседаний методических комиссий в новом формате. В рамках этого методического марафона каждая комиссия представила опыт работы по различным этапам проведения учебного занятия. Опытные педагоги-наставники на примерах показали молодым специалистам эффективные методы и приемы организации образовательного процесса при изучении нового материала, актуализации знаний, организации самостоятельной работы студентов, закреплении учебного материала и применении различных приемов рефлексии.

Итоговое заседание было организовано в форме методического митапа. Педагоги работали в группах по десять человек над общей темой: «Что у меня получается лучше всего?». Подобный формат методических идей позволил обменяться опытом с коллегами, пообщаться в непринужденной обстановке. Данный методический марафон является эффективным инструментом повышения качества обучения.

В этом году у нас проходили открытые интегрированные занятия по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, где преподаватели с большим стажем работы совместно с молодыми специалистами показали высокий уровень применения различных современных технологий, методов и приемов организации учебного процесса.

Растим педагогические кадры

Результатом правильной организации работы наставников стали высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую деятельность, культурную жизнь техникума, повышение уверенности в собственных силах и развитие профессионального самоопределения. Наставничество стимулирует к совершенствованию, молодые педагоги активно приобретают новые знания (каждый из них прошел курсы повышения квалификации по трем-четырем направлениям педагогической деятельности), выступают на методических комиссиях по темам самообразования, смело проводят мастер-классы в рамках профориентации, участвуют в организации профессиональных проб, то есть становятся достойными наставниками для своих студентов.

Шесть наставнических пар уже представили свой опыт на Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества. Логическим итогом наставничества являются создание портфолио педагога и его стремление пройти аттестацию для получения квалификационной категории. К настоящему времени все преподаватели и мастера производственного обучения со стажем работы два года и более имеют первую или высшую категорию.

Молодые специалисты — это ценное приобретение для техникума, поскольку наибольшую эффективность приобретают те учебные заведения, которые сами растят кадры.

 

Школа № 6, июнь 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Июль 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN