Знания, практика, профессия
Феномен работающего студента не является новым для российского общества и не был нонсенсом для общества советского, вспоминает Надежда СЛЮДОВА, заместитель директора по учебной и научно-методической работе Арзамасского коммерческо-технического техникума. Отличительной чертой современных работающих студентов являются качественно иные притязания в отношении не только образования, но и будущей профессии. Работодателей при приеме на работу интересует не только соответствие подготовки соискателя требованиям ФГОС, но и способность ориентироваться в производственной среде; они также обращают внимание на тех, кто обладает так называемыми «мягкими» навыками — способностью решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, умением работать в команде.
Подготовка кадров для машиностроения
ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» более 50 лет готовит квалифицированные кадры для машиностроительной отрасли. Техникумом заключены 23 договора о подготовке и трудоустройстве выпускников с крупнейшими предприятия городского округа и области. Из них шесть — с ключевыми предприятиями оборонно-промышленного комплекса Арзамаса: АО «Арзмасский машиностроительный завод», АО «Арзамасский приборостроительный завод», АО «Арзамасское научно-производственное предприятие “ТЕМП-АВИА”», АО «Рикор Электроникс», АОКБ «Импульс», ЛМЗ «Старт».
Особое внимание уделяется углубленному сотрудничеству с четырьмя крупными предприятиями ОПК, где разработаны детальные дорожные карты взаимодействия, направленные на подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов, развитие компетенций студентов и организацию производственной практики.
Опыт привлечения молодых специалистов
С сентября 2022 года все предприятия ОПК Арзамаса столкнулись с острой нехваткой рабочих кадров. На первом этапе «трудовой мобилизации» предприятиям требовалось более 1000 специалистов. В таких условиях наш техникум столкнулся с таким вызовом, как трудоустройство студентов. В 2023 году предприятия вышли на плановые показатели набора персонала до 100 человек в квартал.
Всеми предприятиями ОПК были организованы встречи с обучающимися профессиональных образовательных организаций Арзамаса и юга Нижегородской области. С целью закрытия кадровых потребностей администрацией АКТТ совместно с руководством предприятий была проведена масштабная работа по привлечению выпускников и студентов, организовывались встречи с родительским сообществом, был разработан алгоритм совмещения обучения с трудовой деятельностью, предусматривающий возможность заключения целевых договоров.
В итоге более 250 обучающихся прошли производственную практику на предприятиях ОПК, часть из них была трудоустроена после ее прохождения. Также студенты предвыпускных курсов направлялись на производственную практику на предприятия ОПК и трудоустраивались по мере достижения 18-летия.
Образовательный процесс студента-производственника
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762, обучающиеся техникумов имеют право на совмещение получения образования с работой без ущерба освоению образовательной программы.
Согласно локальному акту индивидуальный план-график обучения составляется для студентов, трудоустроенных по профилю получаемого образования. Перевод на такой план-график осуществляется на основании личного заявления обучающегося и соответствующих документов, подтверждающих обоснованность ходатайства о переводе.
Студент, для которого составлен индивидуальный план-график обучения, согласовывает с педагогами сроки прохождения, формы текущего контроля по дисциплине / междисциплинарному курсу (МДК) и темы учебных занятий, посещение которых обязательно.
Дистанционное обучение с элементами очного организовано на платформе Moodle. Для организации индивидуальной работы со студентами разработаны и размещены на платформе лекции, обучающие видеоролики, контрольно-измерительные материалы, методические указания к лабораторно-практическим работам по дисциплинам, МДК каждого занятия, в том числе по каждому виду практик, предусмотренных образовательной программой.
В соответствии с рабочей программой дисциплины / профессионального модуля (ПМ) преподаватели самостоятельно определяют содержание, формы и объем индивидуальной работы, разрабатывают необходимое учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине/МДК/ПМ; проводят инструктаж по методике выполнения задания; осуществляют текущий контроль хода выполнения заданий; организуют консультации. Индивидуальная работа с обучающимися включается в рабочее время педагогов.
В техникуме определены следующие формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные или устные (встречи педагогов с каждым студентом определяются в соответствии с графиком работы последнего).
Один раз в неделю (по субботам) работающие студенты посещают очные занятия (при графике 5/2). Если студенты работают по графику 2/2, то они посещают занятия в свободное от работы время. Обратная связь каждого обучающегося с каждым преподавателем происходит как лично, так и через платформу Moodle, социальные сети.
Библиотека техникума обеспечивает индивидуальную работу студентов необходимой научно-методической, учебно-методической литературой, электронной библиотечной системой https://urait.ru; предоставляет доступ к образовательным ресурсам, в том числе электронным.
После окончания рабочей смены студенты имеют возможность получить консультацию во всем возникающим вопросам при данной форме обучения.
Как повысить эффективность трудоустройства?
В настоящий момент апробированы и продолжают прорабатываться ключевые инструменты взаимодействия в вопросах повышения эффективности трудоустройства на предприятия ОПК:
— заключение 90 договоров о целевом обучении с предприятиями ОПК, из них 65 с опорным работодателем;
— деятельность экспериментальных бригад с включением в них студентов. Выполнение такими бригадами поставленных задач приводит к положительным результатам как для производства, так и для учебного заведения;
— разработка карьерных карт для выпускников разных специальностей;
— интеграция учебного модуля «Основы производственной системы АМЗ» в учебную дисциплину «Бережливые технологии» в АКТТ с целью лучшей адаптации выпускников;
— деятельность УПК — выпуск продукции на оборудовании техникума;
— вовлечение студентов и выпускников в корпоративную культуру предприятия (благотворительные акции, спортивно-оздоровительные мероприятия).
ПОДЕЛИТЬСЯ: