Профессиональная ориентация и профессиональное образование

Сегодня на рынке труда в большинстве востребованы рабочие профессии. В связи с этим перед организациями среднего профессионального образования ставится задача удовлетворить спрос на таких специалистов. Но и сразу же закономерно возникает вопрос о том, каким образом это сделать. Работодатели предпочитают принимать на работу тех, кто уже имеет практический опыт и обладает достаточной квалификацией. Для того чтобы обеспечить предприятия региона рабочими кадрами, следует в первую очередь повысить качество подготовки выпускников системы СПО, утверждает Екатерина ШИРЯЕВА, методист Шатковского агротехнического техникума.

 

 

 

Нет — случайному выбору

К сожалению, часто абитуриенты, поступающие в техникум, руководствуются при выборе профессии не интересом к конкретной специальности, а случайными мотивами и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Поэтому сегодня как никогда актуальна профориентационная работа с молодежью. Особая миссия при этом возлагается, конечно, на школу, но не всегда она может самостоятельно справиться с поставленной перед ней задачей, следовательно, нужно активное сетевое взаимодействие с другими субъектами данной деятельности.

В нашем техникуме профориентационную работу возглавляет заместитель директора по УВР Наталья Александровна Сашенко, а осуществляет ее весь педагогический коллектив.

Ежегодно, при открытии приемной кампании, перед техникумом ставится задача выполнения контрольных цифр приема, и значит, мы должны повышать достоверность информационной среды для школьников (будущих абитуриентов), которая поможет им в самоопределении, выборе специальности и профессиональной образовательной организации.

Значительная часть выпускников школ не имеет потребности в становлении в качестве высококвалифицированного специалиста в конкретной отрасли промышленного производства. Выбор направления профессионального обучения носит у многих молодых людей, как уже отмечалось, случайный характер. И как следствия — недостаточная мотивация к обучению, отсутствие интереса к будущей специальности, а отсюда недостаточность знаний и умений для успешной профессиональной деятельности. В результате лишь небольшой процент выпускников сегодня работает по специальности. Экономика же региона формирует спрос на квалифицированные кадры, а также новые компетенции и новые профессии, удовлетворять который должны организации СПО.

Системный подход

Для преодоления трудностей с комплектованием групп техникум начинает профориентационную работу задолго до старта приемной кампании. Анализ показал, что применение традиционных форм и методов профориентации не в полной мере способствует успешности развития в профессиональной деятельности. Обучающийся должен понимать, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. И основным условием успешной карьеры является именно правильный выбор профессии.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и продолжается в процессе получения образования по выбранной специальности. Для этого в техникуме созданы условия для успешной адаптации студентов к будущей профессии — высокотехнологичная практико-ориентированная обучающая образовательная среда. Особое внимание уделяется профессионально-деятельностному направлению и формированию карьерных интересов студентов, проблемам непрерывного образования и занятости, конкурентоспособности.

В основу профориентационной работы положены три уровня формирования карьерной траектории выпускника техникума: «Я в выбранной специальности», «Я и выбранная специальность», «Я — специалист».

Тестирования и консультации

Основная задача первого уровня — исключить случайность при выборе специальности и своевременно скорректировать ошибочные решения. Со второй по четвертую неделю обучения проводится входное тестирование. Его результаты обрабатываются психологической службой с участием ведущих преподавателей специальности подготовки. С учетом результатов тестирования для каждой группы составляется план экскурсий на предприятия отрасли, встреч с их представителями, обсуждения результатов экскурсий и встреч (с октября по март).

Далее проводится повторное тестирование с тем же набором вопросов. Обработка его результатов позволяет определить, появились ли у студента устойчивый интерес и желание обучаться, как он оценивает степень соответствия личностных особенностей и требований к работникам этой специальности. По итогам повторного тестирования для отдельных обучающихся организуются консультации психолога. Время проведения — с марта по июнь.

Затем осуществляется итоговое тестирование. Вопросы теста сформулированы так, чтобы в дальнейшем студент мог сформировать свой план достижения поставленной цели — стать квалифицированным специалистом.

Всё для самореализации

Второй уровень системы формирования карьерной траектории обучающихся охватывает период активного обучения основам профессиональной деятельности и получения начального профессионального опыта, то есть 2-й, 3-й и 4-й курсы обучения. На этом уровне студентам предлагается возможность участвовать в олимпиадах по отдельным дисциплинам различного уровня. Следующий шаг — олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, прямо связанные с будущей специальностью.

Значительная часть компетенций формируется у обучающихся благодаря активному участию в исследовательской деятельности, к основным формам которой относятся: работа в предметных кружках и творческих объединениях; исследования, проводимые по индивидуальному плану; участие в научно-теоретических и практических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований. Участие и победы в олимпиадах и профессиональных конкурсах, а также результаты исследований фиксируются в профессиональном портфолио студента, чтобы он видел свои результаты и стремился к новым достижениям.

Третий уровень системы формирования карьерной траектории охватывает выпускной курс и первый год после окончания техникума. Основной задачей этого этапа являются подготовка выпускника к грамотному, самостоятельному поиску работы и помощь в выборе вариантов продолжения обучения в вузе.

Таким образом, создание педагогическим коллективом условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся техникума при участии всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров позволяет успешно решать задачи подготовки специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих для экономики региона.

 

Школа № 6, июнь 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Июль 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN