Отрядная книга о городе-юбиляре
В рамках летней оздоровительной кампании прошлого года на базе летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Василек» школы № 16 Павлова был создан и реализован проект «Отрядная книга “Нижний Новгород — 800”», рассказывает Екатерина АЛЕКСАНДРОВА, учитель истории и обществознания.
Юные краеведы
Тематика проекта отвечала рекомендациям по содержанию программы лагеря, а также отличалась актуальностью в год празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Формы и технологии реализации проекта были выбраны с учетом психолого-возрастных особенностей воспитанников лагеря.
Проект был реализован с 1 по 21 июня, его ход освещался на информационных ресурсах школы.
Цель проекта: знакомство с основными историческими этапами и особенностями развития Нижнего Новгорода через вовлечение ребят в проектную деятельность в летнем лагере дневного пребывания.
Основными педагогическими технологиями, которые использовались нами, стали стратегия «Рамка», прием «Ассоциации», методы критического чтения текста, STREAM-подход, проектная технология, EDUSCRUM — при планировании работы.
Каждому отряду необходимо было сделать отрядную книгу, посвященную 800-летию Нижнего Новгорода. Книга изготавливалась совместными усилиями детей на отдельных занятиях по краеведению.
Первое занятие «Что такое Родина» проводилось в формате урока для души по методике Шалвы Амонашвили: ребята предлагали свои значения понятий «патриотизм», «патриот», «Родина», читали стихи про Родину, а также объясняли изображения гербов Российской Федерации, Нижегородской области, Павлова. Практическим заданием стала общая фотография отряда с флагами Российской Федерации, Нижегородской области и Павловского муниципального округа.
На втором занятии воспитанники лагеря изготавливали обложку для книги по технологии «Стратегия “Рамка”»: были даны иллюстрации с изображениями Нижнего Новгорода, которые необходимо было вырезать, а также оформить обложку. Вторая страница называлась «Авторы книги», где ребята написали состав отряда и приклеили фотографию, сделанную на первом занятии.
На третьем занятии дети работали с географической картой и изучали расположение Нижнего Новгорода. В форме небольшой дискуссии им было предложено порассуждать, почему городу важно находиться на берегах рек.
На следующем занятии ребята слушали выступление старшеклассников, которые подготовили увлекательный доклад о князе Юрии Всеволодовиче и провели занимательную викторину.
Пятое занятие было одним из самых интересных. На нем воспитанники лагеря совершили виртуальную экскурсию по достопримечательностям Нижнего Новгорода. Онлайн-экскурсия проводилась с использованием «живых» панорам улиц города на сервисе «Яндекс». А в заключение была предложена арт-терапия: в парах или группах ребята рисовали любой памятник для книги.
Ожившая история
В ходе создания отрядной книги дети не только узнали названия башен Нижегородского кремля, но и поиграли в игру «Создай свой кремль». Они получили листочки с названиями 13 башен Нижегородского кремля, командир отряда должен был за короткое время построить ребят в правильном порядке (в зависимости от расположения башни). Затем каждый ученик должен был рассказать краткую историю о своей башне, услышанную до этого.
Великое дело Минина и Пожарского ребята изучали с помощью технологии «Оживи картину». Им предстояло «оживить» картину «Воззвание Минина», а также изобразить памятник Минину и Пожарскому и затем написать небольшое сочинение о подвиге героев ополчения.
С литературным Нижним воспитанники лагеря знакомились в школьной библиотеке. Необходимо было выразительно прочитать отрывки про город из произведения Максима Горького (например, «Детство»). А вот заданием для книги было приклеить фотографию писателя на отдельной странице и выписать любой отрывок из его произведения.
Знаменитых нижегородцев (И. Кулибина, М. Назарову, В. Чкалова) ребята изучали через фотографии и портреты. Им необходимо было прочитать биографию личности и найти ее портрет.
На последнем занятии отряды презентовали свои книги. Каждая книга получилась по-своему необычной и уникальной. Даже в младшем школьном возрасте удалось проследить свой подход к оформлению, представлению информации.
По итогам работы все воспитанники школьного лагеря «Василек» были вовлечены в проектную краеведческую деятельность, созданы пять отрядных книг. Но самое главное, что ребята смогли получить не только новые знания об истории Нижнего Новгорода, но и возможность работать в группе, сотрудничать и создавать что-то новое.
ПОДЕЛИТЬСЯ: