Подготовка школьников к решению прикладных геометрических задач ОГЭ
Основой подготовки школьников к ОГЭ является развитие навыков поиска способов решения, детального анализа текста задачи. Математическое образование формирует у учащихся представление об идеях и о методах данной науки как универсальном языке науки и техники, отмечает Александра АБРАМЫЧЕВА, учитель математики школы № 29 Дзержинска.
Царица наук
Одним из наиболее трудных, но при этом интересных предметов в школе является математика. Это связано, прежде всего, с тем, что математика способствует развитию логического и алгоритмического мышления, при решении разного рода задач активизируются такие стороны мышления, как творческая и прикладная.
Важно понимать, что на современном этапе развития человечества математические знания востребованы абсолютно во всем: в технической сфере, инженерных разработках, экономике и многих других областях, связанных с естественными науками.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам к выпускнику предъявляются новые требования: в процессе обучения он должен не только приобрести предметные знания, но и получить личностные и метапредметные результаты. Такой переход позволит школьникам решать практические жизненные задачи.
Таким образом, цель, поставленная перед школой, — формирование и развитие у учащихся практической направленности мышления, тем самым необходимо повысить качество математического образования. В данной ситуации возникает потребность в метапредметных связях, то есть соотнесении математики с другими предметами.
Это поможет в жизни
Говоря о заинтересованности учащихся в решении задач, нужно отметить, что наиболее продуктивным методом является демонстрация разнообразия способов их решения. Это способствует развитию интереса к решению задач, особенно геометрических. Уже с 7-го класса начинается подготовка к ОГЭ (основному государственному экзамену). Ученику важно знать несколько способов решения задачи.
Любой педагог скажет, что главный секрет успешной сдачи ОГЭ по математике — это регулярное и систематическое изучение предмета на протяжении всего периода обучения в школе. Но практика показывает, что многие учащиеся задумываются о важности данного предмета, только ощущая приближение ГИА или определившись с дальнейшим направлением обучения и понимая, что результат ОГЭ по математике имеет для их будущего ключевое значение.
Задачи по геометрии занимают практически треть всех заданий КИМов (контрольно-измерительных материалов) ОГЭ. Задачи базового уровня подготовки ориентированы на контроль знаний основных материалов курса геометрии, умения решать простейшие задачи. Решение задач по геометрии вызывает затруднения у многих учащихся.
Одним из заданий в разделе геометрии являются прикладные задачи. Их сложность заключается в том, что задача содержит большее количество текста, из которого необходимо выбрать суть условия задачи.
В школьном курсе математике на прикладные задачи отводится не так много уроков. Основной причиной данной проблемы является сложность подбора прикладных задач, а точнее, случаев применения математики, которые были бы понятны учащимся.
Решение прикладных задач занимает большое количество времени. Центральное место в математике должно отводиться именно прикладным задачам. Ученики должны уметь применять свои математические знания в реальной жизни. Для этого нужна постоянная тренировка.
Следовательно, прикладные задачи необходимо решать на каждом уроке. Такая методика привьет учащимся интерес к математике, разовьет математические навыки, сформирует умения решения жизненных задач.
Навыки и алгоритмы
В заданиях ОГЭ есть два вида прикладных задач: на нахождение площади и на нахождение расстояния.
Для успешного решения прикладных задач по геометрии необходимо постараться сформировать у учащихся обобщенный прием решения, выработать методику.
Нужно научить детей правильно решать такие задачи, делая это по этапам.
Этапы решения прикладных задач
1. Чтение условия задачи.
2. Краткая запись условия задачи.
3. Занесение условий на рисунок.
4. Анализ данных задачи.
5. Составление цепочки действий.
6. Запись решения задачи.
7. Запись ответа.
Прикладные задачи не представляют сложности в алгебраическом решении. Поэтому к решению таких задач можно приступать с 8-го класса, начиная готовить учащихся к ОГЭ. При постоянной подготовке и регулярном решении прикладных задач у детей появится навык анализировать текст задания.
В дальнейшем можно использовать эти задачи при устной работе. При такой системе ученик будет не только помнить формулы, правила и теоремы курса, но и достаточно быстро применять их, используя устный счет и вычисления.
Таким образом, основной задачей учителя в подготовке учащихся к ОГЭ в решении прикладных задач по геометрии являются выделение главного условия задачи, построение алгоритма решения.
ПОДЕЛИТЬСЯ: