Обучение первоклассников навыку каллиграфического письма
Письмо — это базовая составляющая функциональной грамотности, которая необходима в повседневной жизни и в решении житейских проблем. Научиться писать несложно, но вопрос о том, как научиться писать красиво, волновал педагогов, родителей и самих обучающихся всегда. Учитель начальных классов Первомайской школы Александра КОЖЕВНИКОВА нашла способы и методы формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников.
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь...»
Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Ее изучали и изучают многие деятели образования, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: письмо с секретом; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определенную систему принципов, методов и приемов.
В 2020/2021 учебном году мною, совместно с обучающимися 1 «в» класса, была освоена и реализована автодидактическая технология обучения каллиграфии (АТОК), автором которой является кандидат философских наук, доцент Е.А. Суворина. Привлекательным оказалось то, что данная технология может использоваться учителями начальной школы, работающими по различным общеобразовательным и адаптированным программам обучения грамоте, во внеурочной деятельности, а также родителями самостоятельно.
Применение педагогических приемов и реализация различных технологий требуют особой подготовки учителя и обучающихся. В нашем случае, при подготовке к урокам обучения грамоте, весь дидактический материал разработан и подготовлен авторами пособия. Детям необходимо приготовить к уроку: текстовыделитель желтого цвета; черный, зеленый, красный фломастеры; ручки с синими и зелеными чернилами. А все остальные помощники «приходят» на урок в качестве сказочных персонажей, с которыми ученики знакомятся и работают на протяжении всего учебного года.
Данная технология предполагает открытие ребенком для себя общих правил письма, а затем применение этих правил для создания собственного способа красивого и правильного написания новой буквы. Мы, учителя, в свою очередь, всегда ищем приемы и методы, которые помогут воспитать и обучить думающего ребенка, способного ставить цели, решать задачи, отвечать за результат, а также оценить себя. Такой урок помогает реализовать вышесказанное в полном объеме, урок каллиграфии, а именно процесс, который не сводится к принципу «обведи, затем напиши по образцу». Технология безошибочного письма предполагает осознанное создание собственного образца с помощью линий для письма, строк, клеток, точек и стрелок, с которым дети знакомятся на уроках добукварного периода.
Искусство совершенства
И вот начинается урок «волшебства». Да, именно так можно назвать процесс обучения каллиграфии. Для создания образца буквы ребята закрашивают «домик для буквы» желтым текстовыделителем, расставляют точки опоры, обводят элементы, называют букву, сравнивают ее с образцом, исправляют ошибки. При этом их деятельность организована «через голову к руке», через работу мыслительных процессов. Дети четко ориентируются в клетке, проговаривая места проставления точек на границах, учатся делить клетку, находят треть, середину, верхние и нижние, правые и левые углы, что позволяет формировать пространственное воображение. На каждом уроке проставление точек проходит в виде дидактической игры: «Куда упал листик?», «Кинь снежок», «Куда села бабочка?», что помогает связать урок обучения грамоте с другими предметами.
Знакомство с элементами осуществляется на уроках в игровой форме. У современных детей хорошо развито ассоциативное мышление. Поэтому, чтобы ребенок запомнил тот или иной элемент, данная технология предлагает такие названия: кобра (начало заглавной буквы И), грустно — весело (элемент над буквой й), арка, лапка. Данные названия понятны, связаны с жизнью и легко запоминаются, что делает процесс письма еще интереснее для учащихся.
Точки проставили, собрали букву из элементов, приступаем к соединениям букв друг с другом. Данный этап обучения грамоте считается одним из самых сложных как для учеников, так и для учителей. Но методика безошибочного письма предлагает целую систему уроков обучения детей соединениям. В первую очередь изучаем виды букв: с хвостиком (а, п, л, м…) и без хвостика (б, в, о…), а также пять букв-исключений с хвостиком (с, х, е, ё, ж). Затем виды соединений: нижнее, среднее, верхние и «домик» для «соединялочки», необходимый буквам без хвостика и буквам-исключениям. Данный процесс приводит к осознанию детьми соединений, и у них не возникает вопросов, куда и как присоединять букву.
Письмо — половина знания
Урок письма для первоклассников стал самым любимым. Часто слышалось: «Ура, к нам пришла Госпожа Каллиграфия!» (это один из сказочных героев прописей). Также: «Когда будет урок письма?»; «Мои любимые точки-опоры!»; «А мы сегодня в какую игру будем играть?» Ребята с нетерпением ждали урок, у каждого появился свой любимый этап, любимые точка-опора, элемент, буква. Каждый хотел показать свою «новую» букву. И не было детей, которые чувствовали себя неуспешными или забывали, как пишется та или иная буква.
Также хочется отметить реакцию родителей на работу по технологии безошибочного письма. Многие говорили: «Мне не нужно показывать ребенку, как писать букву, не нужно открывать алфавит. Он сам знает, что писать и как себя проверить». Но чаще слышалось такое: «Я не знала, что так красиво можно писать в первом классе. Действительно, письмо точь-в-точь!»
Среди обучающихся данного класса есть ребята с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированной программе для детей с тяжелым нарушением речи. Также несколько учеников отличались слабо развитой мелкой моторикой. Реализация методики безошибочного письма создала для данных ребят ситуацию успеха. У них не возникало трудностей в освоении азов письма и работы на уроках каллиграфии, что свидетельствует о высоком показателе вышеизложенной деятельности. Отмечается, что все работы учащихся данного класса идентичны, выполнены аккуратно, буквы одинаковые, наклон правильный. Учитель радуется при проверке тетрадей.
В результате применения инновационной авторской технологии обучения безошибочному письму букв в течение одного учебного года 96 % обучающихся соблюдают границы письма, высоту и наклон букв, все правильно соединяют буквы. У 100 % детей сформирован высокий и средний уровни познавательных УУД, высокий уровень регулятивных УУД — у 87 %, средний и базовый — у 13 %. Низкий уровень познавательных и регулятивных УУД отсутствует, что показывает эффективность применения данной технологии.
Таким образом, ребенку были даны все инструменты для того, чтобы проявить самостоятельность и получить результат, который нравится ему самому. А учителю предоставлена возможность в полной мере реализовать субъект-субъектные отношения, в результате которых он только направляет обучающегося на выполнение действий, а также формирует у него все универсальные учебные действия.
ПОДЕЛИТЬСЯ: