Они были теми, кто научил суда летать

Внедрение эффективных образовательных технологий становится необходимым условием достижения планируемых результатов начального образования, замечает  Екатерина СОЛОДОВА, учитель начальных классов гимназии № 53 Советского района Нижнего Новгорода.

 

 

Особое внимание уделяется личностным качествам выпускников, таким как готовность и способность к саморазвитию, личностному определению, сформированная мотивация к обучению и целенаправленной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способности ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме. Целью обучения становится не столько научить, сколько воспитать нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме.

Одним из средств, позволяющих решать эти задачи, является включение в образовательный процесс проектной деятельности. Изучение индивидуальных способностей учащихся, диагностика уровня их знаний и умений дает возможность определять для каждого ребенка интересную для него тему проекта. У моих учеников традиционно вызывают интерес проекты, посвященные малой родине, знаменитым землякам, что является прекрасным инструментом для воспитания основ их национального самосознания и достоинства.

Кроме того, участие в проектной деятельности способствует развитию мышления детей, усвоению ими различных способов работы с информацией, формированию умений ставить цели, определять алгоритм их достижения и получать определенный продукт, в котором четко описаны этапы проекта.

Среди методов, которые использовали учащиеся, на мой взгляд, особое место занимает интервьюирование. Оно требует подготовки, умения общаться с различными собеседниками, в том числе взрослыми.

В качестве иллюстрации приведу пример исследовательского проекта Алены Голубевой на тему «Мой знаменитый земляк».

 

Мини-исследование «Скоростные суда — его жизнь и судьба»

Введение

Много знаменитых земляков прославили Нижегородский край. Но особенно интересно мне было узнать не только о тех, кто жил давно, но о тех, кто является нашим современником, о ком можно узнать от их родных, близких, друзей.

Меня заинтересовала судьба Николая Алексеевича Зайцева, одного из создателей судов на подводных крыльях, дочь которого оказалась нашей соседкой. Мне было интересно узнать подробнее о знаменитом отце человека, живущего рядом.

Цель работы

Исследовать историю жизни Николая Алексеевича Зайцева, талантливого инженера и изобретателя, одного из создателей кораблей на подводных крыльях и экранопланов.

Задачи

— Узнать, кто такой Николай Алексеевич Зайцев.

— Выяснить, когда родился Н.А. Зайцев, где и как он рос, какие отношения были у него с близкими и родными людьми.

— Изучить роль Н.А. Зайцева в создании судов на подводных крыльях и экранопланов.

— Узнать, есть ли в Нижегородской области места, связанные с сохранением памяти о жизни и деятельности Н.А. Зайцева.

Основная часть

Для решения поставленных задач я определила, а в ходе исследования уточнила основные источники информации. Таких источников было несколько:

— интервью с дочерью Н.А. Зайцева Светланой Николаевной Уртминцевой;

— поиск информации в интернете;

— экскурсия по Сормовскому району и улице Н.А. Зайцева;

— посещение музея Н.А. Зайцева и анализ его материалов.

Первый источник. Поиск информации в интернете позволил выяснить следующее: Николай Алексеевич Зайцев — советский инженер-судостроитель, один из ведущих разработчиков первых советских судов на подводных крыльях «Ракета», «Комета», «Метеор», «Беларусь», «Спутник», «Вихрь» и других, лауреат Сталинской и Ленинской премий.

Второй источник. Материалы музея позволили уточнить некоторые данные. Николая Алексеевича Зайцева коллеги называли творческим воплотителем замыслов и идей главного конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Он умело реализовывал их в чертежах и конструкциях, был его ближайшим соратником и другом. Сотни скоростных судов стали главным памятником талантливому инженеру. В ЦКБ по судам на подводных крыльях и поныне вспоминают тандем «Ростислав Алексеев — Николай Зайцев». Николай Алексеевич был буквально одержим работой, не считался со временем и здоровьем. Скоростные суда стали его судьбой и частью жизни. Кроме Центральной районной детской библиотеки именем Н.А. Зайцева названы метеор «Инженер Зайцев», улица в V микрорайоне Сормова, школа № 79.

Основной источник. Особенно важным для моего проекта стало интервью с дочерью Н.А. Зайцева. Для интервью была разработана анкета, которая включала несколько вопросов, главными из которых были те, которые не найдешь в других источниках: как рос будущий инженер, кто повлиял на его воспитание, какими чертами характера он обладал, как он общался со своими близкими.

В ходе интервью я выяснила, что Светлана Николаевна бережно хранит память о своем отце, который прожил всего 45 лет, она каждый год встречается с посетителями музея, посвященного Н.А. Зайцеву, охотно делится воспоминаниями с другими людьми. Она предоставила в мое распоряжение фотографии, с помощью которых я иллюстрировала свое исследование.

Светлана Николаевна рассказала о том, что ее отец родился в Гагинском районе и вырос в многодетной семье. Когда он был еще дошкольником, семья переехала в Нижний Новгород (Горький). С детства мальчик отличался любознательностью, активностью, миролюбием. В семье его все звали «Коленька-золотко». Он с удовольствием учился и занимался спортом. Окончив Горьковский политехнический институт, почти сразу стал работать с Р.Е. Алексеевым над созданием судов на подводных крыльях и экранопланов. Он был настоящим соратником Алексеева, не только обладал ясным умом и инженерным талантом, но отличался твердым характером, смелостью, умением разрешать самые сложные конфликты.

Светлана Николаевна рассказала и о том, каким Николай Алексеевич был замечательным отцом. Он учил свою дочь ничего не бояться, все уметь делать, решать самые сложные задачи, водить машину, стрелять из ружья. Николай Алексеевич любил музыку и, не имея музыкального образования, мог подобрать на пианино любую мелодию. Поэтому я решила посвятить ему «Нотную азбуку»:

ДО — добрый, доброжелательный, достойный.

РЕ — решительный, ремесленник (то есть хорошо знающий свое дело) и творец.

МИ — миролюбивый, милый для своих близких.

ФА — фантастически трудолюбивый.

СОЛЬ — яркий, как солнце, и твердый, как каменная соль.

ЛЯ — любящий и любимый.

СИ — сильный духом и телом.

Заключение

Выполняя задачи, поставленные в данной работе, я узнала, кем был Николай Алексеевич Зайцев — наш знаменитый земляк, историю создания судов на подводных крыльях.

Для себя я сделала вывод о том, что надо быть внимательным к тем, кто рядом. Среди них часто можно встретить замечательных, знаменитых людей, понять, как много они могут значить в нашей современной жизни.

А слово «знаменитый» происходит от слова «знамя». И наша задача   знать тех, кто прославил нашу страну, нашу малую родину, подхватывать их знамя.

Включение учащихся в проектную деятельность позволяет учитывать их индивидуальные интересы, знакомить с тем содержанием, которое невозможно включить в рамки учебного процесса, в том числе осваивать особенности культуры, традиции, обычаи своей малой родины.

Использована фотография из архива С.А. Уртминцевой (Н.А. Зайцев — в центре)

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN