«Скажи хоть слово!»
Мой неговорящий ребенок сводит меня с ума! Он все время капризничает! Я его не понимаю!» — с такими словами все чаще обращаются родители дошкольников и даже школьников к логопедам за помощью. Несомненно, у каждого специалиста свои пути решения данной проблемы. В этой статье представлен опыт коррекционной работы по формированию фразовой речи у безречевых детей учителя-логопеда Дворца детско-юношеского творчества Кстова Натальи КУТИЛИНОЙ.
Группа безречевых детей, занимающихся в ДДЮТ, неоднородна. В нее входят дети с различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Часто такие дети имеют комплексные нарушения, представленные сочетанными дефектами, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Возрастная группа также неоднородна — от 5 до 16 лет, причем среди «неговорящих» есть дети подросткового возраста.
Кого можно назвать безречевым ребенком?
Самое главное, что необходимо отметить при характеристике речевых навыков таких детей, — это отсутствие фразовой речи. Средствами коммуникации для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» — петушок, «кой» — открой, «доба» — добрый, «дада» — дай, «пи» — пить).
Каковы особенности коррекционной работы с такими детьми?
— Работа должна вестись над речевой системой в целом (развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма);
— необходимо максимальное использование всех сохранных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного;
— частый повтор упражнений с элементами новизны;
— частая смена видов деятельности из-за быстрой утомляемости ребенка;
— конкретность и доступность заданий;
— умеренный темп работы;
— постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы
и приемы, наглядность и т. д.);
— развитие внимания, памяти, мышления.
Какие можно выделить общие направления в коррекционной работе с безречевыми детьми?
Первое направление — развитие слухового восприятия (определение местонахождения и направленности звука; различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов животных и т. д.).
Второе направление — развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации: речь идет о понимании и использовании жестов.
Третье направление — развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Четвертое направление — развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза (нахождение игрушек в пространстве комнаты, перемещение игрушек в заданном пространстве и др.).
Пятое направление — развитие сенсорно-перцептивной деятельности. Здесь речь идет о необходимости выработки таких навыков, как ориентация в окружающем пространстве, выделение цвета и т. д.
Шестое направление — развитие функции голоса и дыхания. Ребенка необходимо научить способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха, различать температуру воздушной струи, уметь повышать и понижать голос в доступных пределах.
Седьмое направление — развитие чувства ритма. Здесь даются упражнения на воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием. Кроме того, уделяется внимание ритмичному произнесению гласных звуков и звуковых цепочек.
Восьмое направление — развитие экспрессивной речи. Остановимся на этом направлении более подробно.
Первый этап в этой работе — вызывание гласных и согласных звуков, сочетаний звуков. Существуют разные способы вызовов звуков: их можно «качать, баюкать», их можно «ловить», а можно писать с проговариванием (особенно хорошо применять этот способ с детьми школьного возраста).
Вообще при работе с ребенком старше трех лет полезно использовать буквы как одну из зрительных опор. Для этого по-прежнему незаменимыми являются символы звуков, разработанные М.Ф. Фомичевой. Поскольку у большинства детей сильно нарушены фонематическое восприятие и фонематический слух, то необходимо кроме зрительных применять жестовые символы гласных и согласных звуков.
Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми на этом этапе выступает создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. Например, по просьбе взрослого подражать звукам животных.
Как правило, после или во время прохождения этого этапа активизируется речевая деятельность ребенка. В этот период родителям нельзя требовать от него правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное — чтобы он говорил, даже если воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.
Чтобы ребенок был способен произносить слова правильно целиком, а не только корневую часть слова, необходимо формировать слоговую структуру слова. В этой работе можно выделить два этапа.
Первый — подготовительный этап: необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Здесь рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.
Второй — коррекционный этап — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учетом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.
Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также психических функций.
Какова роль родителей в речевом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов?
Мною кроме личных бесед с родителями активно используются электронные ресурсы. Например, видеозаписи наших уроков по формированию речи с помощью различных пособий отправляются родителям воспитанников в качестве образца для выполнения домашнего задания. Сами пособия выкладываются в группе во «ВКонтакте» «Учимся говорить», созданной для просвещения родителей в вопросах предупреждения и коррекции различных речевых нарушений у детей. Это позволяет оптимизировать коррекционный процесс, сделать родителей его активными участниками. Ведь известно, что эффективность логопедических занятий зависит от усилий не только ребенка и педагогов, но и родителей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: