Развитие познавательной сферы старших дошкольников с ТНР (ОНР)

С каждым годом все больше растет число детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), и это вызывает беспокойство всех специалистов. Дети с ТНР и ОНР (общим недоразвитием речи) обладают рядом особенностей — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики, рассказывает Екатерина МЕЛЬНИКОВА, педагог-психолог детского сада № 3 «Петушок» д. Ясенцы Павловского округа.

 

 

К особым детям особый подход

С психологической точки зрения дети с ТНР — это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР (ОНР) нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, отчего страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, такие воспитанники отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с ТНР (ОНР) влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов.

Особое внимание следует уделить развитию познавательной сферы для успешного развития воспитанников с ТНР (ОНР).

В своей работе по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) я использую современные методики, такие как кинезиология, применение ментальных карт и эйдетика. Расскажу о каждой методике немного подробнее.

Развивая синхронность движений

Что такое кинезиология? Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. В данный блок включаются игры и упражнения, в процессе которых действия выполняются обеими руками одновременно.

К таким играм можно отнести зеркальное рисование. Детям предлагается начать рисовать на белом листе бумаги сразу двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки.

Также я использую в своей работе пособие «Прозрачный мольберт». Оно представляет собой небьющееся прозрачное стекло в раме, которое можно поставить на стол. Ребенок с помощью краски и кисточек рисует одновременно двумя руками, только не на листе, а на стеклянном мольберте. Начинали рисовать с самых простых узоров, потом более сложные. Главное условие — рисование обеими руками одновременно.

При выполнении данного задания расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий головного мозга синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Эффективным является и применение следующих дидактических пособий:

межполушарные доски. Представляют собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Дошкольникам предлагается пройти лабиринты, синхронно работая двумя руками. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, активизируются ранее не активные участки головного мозга. Он начинает задействовать большее количество своих ресурсов и потенциала;

нейростимуляторы «Балансиры-лабиринты». Цель данного пособия — развитие межполушарных взаимодействий, координации движения, баланса, что также влияет на развитие правого и левого полушарий мозга, а следствие — развитие познавательных процессов;

межполушарные дорожки представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов (пуговицы, трубочки, колечки и пр.) дорожки для пальчиков, которые ребенок должен пройти двумя руками одновременно;

межполушарные планшеты. Дети с интересом выполняют задания с помощью данных планшетов: создание узоров при помощи цветных резинок, составление узоров при помощи камешков. Условие прежнее: работа двумя руками одновременно;

межполушарные прописи;

нейроходилки для отработки ритма и переключаемости внимания.

Во время выполнения таких упражнений активизируется деятельность головного мозга в целом, то есть в работу включаются правое и левое полушария, тренируется периферическое поле зрения, расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка.

Двигаться вперед

Эффективно использование кинезиологической гимнастики. Мною составлены картотеки кинезиологических упражнений:

пальчиковые кинезиологические упражнения, например «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показываю три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Задача воспитанника — повторить двумя руками одновременно;

дыхательные упражнения, например «Свеча», где ребенку предлагается сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть воображаемую свечу. Затем сделать глубокий вдох и задуть пять воображаемых маленьких свечей маленькими порциями воздуха;

телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение, поэтому неподвижный ребенок необучаем;

кинезиологические упражнения для координации работы глаз и рук. Данные упражнения помогают не только улучшить интеграцию глаз и рук, но и значительно повлиять на развитие познавательных процессов, сформировать визуальное и пространственное восприятие. Использую такие упражнения, как «Восьмерки», «Крылья», «Рисующий слон» и т. д.;

кинезиологические упражнения для интеграции визуальной и аудиальной модальности. Эти упражнения помогают формировать зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память, интеграцию визуальной и аудиальной модальностей. Так, ребенку предлагается нарисовать в воздухе одновременно двумя руками в зеркальном отражении фигуру, которую необходимо запомнить. Одновременно с промахиванием необходимо проговорить эту же информацию.

Сказка в помощь развитию

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживать их интерес к упражнениям. Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, мы разучивали все упражнения отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполняли по три–пять раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — повторяли его пять раз; если это связка движений, например «Гусь — курица — петух», то три раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, указанные в слайдах сказки. В своей работе я использую такие сказки, как «Городской парк», «Две обезьяны», «Лесные истории», «Два котенка» и т. д.

Рисуем ментальные карты...

Применение в работе ментальных карт (интеллект-карт) — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности воспитанников и активизируется их мышление.

Так, от картинки с изображениями овощей мы провели линии, где дети нарисовали, какие они знают овощи. От каждого овоща провели еще линии, где указали, что из этого овоща можно приготовить. Еще одним вариантом стало определение, что еще бывает такого цвета, как этот овощ. Таким образом, получилась большая разветвленная схема, или, по-другому, ментальная карта.

...и мыслим образами

Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Данная методика способствует улучшению всех видов памяти, развитию мышления, дает возможность надолго запомнить информацию.

Одним из заданий стала игра «Снеговик». Ребенку было предложено рассмотреть изображение снеговика, затем я накрыла картинку белым листом бумаги. Задавались наводящие вопросы: Есть ли у снеговика варежки? Каким цветом варежки? Какого цвета ведро у снеговика? и т. д. Воспитанник при помощи наводящих вопросов смог вспомнить, что было изображено на картинке, в деталях.

Для развития ассоциативного мышления я активно использую в своей работе друдлы — картинки с изображением разных форм, которые иногда кажутся довольно абстрактными. Каждая картинка является как бы игрой, в ходе которой ребенку предлагается придумать, что изображено на картинке.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN