Региональный проект по внедрению базовой модели поддержки школ с низкими образовательными результатами

Современная ситуация в большей степени, чем когда-либо, требует от системы дополнительного профессионального педагогического образования мобильности и гибкости, более четкой ориентации на решение острых, ключевых проблем. В частности, такими являются проблемы, связанные с недостаточным уровнем качества общего образования, наличие ряда школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты, то есть являющихся неэффективными и требующих перевода их в эффективный режим функционирования.

Данным проблемам сегодня уделяют большое внимание как на федеральном (например, с 2020 года в России реализуется проект «500+»), так и на региональном уровне. О предварительных итогах проекта по внедрению базовой модели поддержки школ с низкими образовательными результатами (ШНОР) в Нижегородской области, ставшего центральной темой этого номера газеты, рассказывает Оксана ПЛЕТЕНЕВА, начальник отдела внутреннего аудита образовательных процессов ГБОУ ДПО НИРО, региональный координатор проекта.

 

 

Начало и продолжение

Региональная система поддержки школ с низкими образовательными результатами начала выстраиваться в 2018 году, когда впервые был запущен двухгодичный региональный проект по формированию практико-ориентированной модели поддержки малоэффективных школ. По результатам первого проекта была выявлена положительная динамика в преодолении обучающимися предметных дефицитов между стартовой и итоговой диагностическими работами по основным предметам (русский язык и математика), и в список школ с низкими образовательными результатами Рособрнадзора в 2020 году не попали 67 % школ — участниц проекта.

В марте 2020 года был запущен второй региональный проект по внедрению этой модели в другие муниципальные образовательные системы. В качестве механизма организации активного взаимодействия в процессе реализации проекта была определена научно-методическая коллаборация как особая форма совместной созидательной деятельности проектного характера, базирующаяся на так называемых горизонтальных связях. Именно горизонтальные связи обеспечивают согласованность работы в проекте. В качестве участников коллаборации мы принимаем не отдельных лиц, а кросс-функциональные команды, то есть группы лиц, объединенные общими мотивами, действующие сообща, включающие в себя представителей с различным  должностным функционалом или разными специализациями, собранные вместе с целью решения определенной задачи.

Командная работа

Мы выделяем следующие типы команд:

— проектные команды НИРО (у нас их получилось три: отдел внутреннего аудита + кафедра управления образованием, отдел внутреннего аудита + центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, отдел внутреннего аудита и команды школ — инновационных площадок);

— муниципальные проектные команды;

— управленческие и педагогические проектные команды школ с низкими образовательными результатами;

— управленческие и педагогические проектные команды школ с высокими образовательными результатами.

Таким образом, в проекте приняли участие девять муниципальных образовательных систем, 14 ШНОР, 11 ШВОР (школ с высокими образовательными результатами), четыре инновационные площадки, три структурных подразделения НИРО.

В основе идеологии нашей работы с муниципальными и школьными командами лежат:

— во-первых, концепция самообучающейся организации — такой организации, которая в процессе своей деятельности не только реализует поставленные перед собой задачи, но и обучается посредством решения этих задач. Члены такой организации коллективно обучаются системно диагностировать проблемы (дефициты) и определять пути решения выявленных проблем, в процессе обучения вырабатывают единое представление о необходимых изменениях в муниципальной образовательной системе или школе, стремятся к постоянному совершенствованию своей компетентности для обеспечения реализации общих целей;

— во-вторых, представление о проектной деятельности (в данном случае имеется в виду проект по внедрению базовой модели поддержки школ с низкими образовательными результатами) как об идее, объединяющей участников, имеющих разные функциональные позиции в региональной образовательной системе. При этом отдельные проектные команды муниципального уровня становятся единой проектной командой регионального уровня, представляя проектный потенциал своего муниципалитета в рамках коллаборации. Проектные команды Нижегородского института развития образования являются равноправным партнером в этом взаимодействии, обеспечивая научно-методическую и образовательную составляющую.

Этапы проекта

Проект реализуется на пяти основных этапах деятельности. Первый и второй проектные этапы связаны с диагностикой причин низких образовательных результатов для ШНОР и диагностикой готовности к трансляции положительного опыта для школ-доноров. Нами еще в рамках первого проекта был создан портфель диагностических методик, причем, если для определения личностных особенностей обучающихся, таких как стрессоустойчивость, мотивация на успех, тревожность, сформированность профессионального самоопределения, мы брали известные, давно апробированные методики и создавали только инструментарий для анализа результатов, то по остальным факторам, влияющим на образовательные результаты обучающихся, мы создавали полностью весь инструментарий от регламентов проведения диагностики до чек-листов и опросников. Анализ стартовой диагностики показывает системность выявляемых дефицитов во всех школах, демонстрирующих низкие образовательные результаты.

Третий деятельностный этап проекта — проектировочный. Школы с низкими результатами на основе анализа системности дефицитов проектируют свои дорожные карты, определяя необходимость привлечения внешних ресурсов муниципального и регионального уровней. Результаты диагностики и содержание школьных дорожных карт ложатся в основу проектирования муниципальных программ поддержки этих школ. Идея в том, что программа пишется не сама по себе, а четко ориентирована на сопровождение именно конкретной школы. В большинстве районов выделяется одна такая школа, хотя есть и районы, где их несколько.

В рамках реализации школьных дорожных карт на четвертом этапе проекта учителя разрабатывают методический инструментарий, необходимый для формирования положительной динамики образовательных результатов обучающихся. Например, на основе анализа результатов диагностических работ и выявленных предметных дефицитов каждым педагогом создается индивидуальный маршрут преодоления предметного дефицита для каждого обучающегося, в котором учитываются разные формы работы ребенка: и урочная деятельность, и участие в индивидуально-групповых или факультативных занятиях, и самостоятельная работа.

Специально для реализации маршрута подбираются или создаются дидактические материалы, которые предоставляются школьнику. В эти материалы заложена вариативность, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому. Многие родители отметили для себя плюсы такой организации работы, они имеют возможность проконтролировать учение своего ребенка, понять его проблемы, оказать ему помощь в их преодолении.

Большое внимание в проекте мы уделяем уроку, так как именно он является основной формой взаимодействия учителя и ученика. Мы проводим экспертизу контрольно-оценочной эффективности видеоурока по специально разработанному экспертному листу совместно с педагогом и школьной проектной командой. И экспертиза урока показывает много проблем с целеполаганием, с достижением заявленных результатов, с определением форм контроля этих результатов.

Предварительные итоги

Несмотря на то что еще пока не все гладко в организации работы с дефицитами обучающихся, мониторинг предметных дефицитов показывает положительную динамику в их преодолении. Количество тем по предметам, в которых школьники имеют коллективный дефицит, уменьшается, зато растет количество тем, в которых никто не испытывает проблем. Интересно, что по русскому языку эта динамика лучше, чем по математике.

При этом научно-методическая коллаборация обеспечивает реализацию первого полностью и частично второго этапов проекта с использованием механизма обучения по специально под выявленные педагогические дефициты разработанным программам повышения квалификации, все полученные в рамках курсов образовательные продукты являются инструментами реализации проекта. Все муниципальные программы, дорожные карты и листы экспертной оценки этих карт размещены на сайтах органов управления образованием и образовательных организаций. Ну а самое главное: все, что получено в результате обучения, полностью используется в деятельности школ.

 

«Школа» № 2, февраль 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Февраль 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN