Наставничество – эффективная форма обучения
Смена обстановки, накопление опыта в процессе общения со специалистами своего дела всегда воодушевляет, заставляет покорять новые вершины, отмечает Валентина ШИШКАНОВА, заместитель директора Сеченовской школы.
В нашем муниципалитете разработана Программа наставничества педагогических работников МБОУ «Сеченовская средняя школа» (школы с высокими образовательными результатами) и филиала МБОУ «Болтинская основная школа» — Красновской основной школы (школы с низкими образовательными результатами) в рамках реализации проекта по внедрению модели поддержки школ с низкими результатами обучения. Я и мои коллеги делимся знаниями с педагогами Красновской основной школы. Форма наставничества «учитель — учитель». Наша цель состоит в формировании крепкой команды. Сложился тип педагогов-наставников и педагогов-наставляемых: наставник-предметник, имеющий устойчиво высокую результативность образовательной деятельности, — учитель-предметник, имеющий трудности в достижении требуемого уровня качества образования. Вариант взаимодействия между педагогом-наставником и педагогом-наставляемым: результативный предметник — предметник, имеющий профессиональные дефициты. Формат реализации наставничества: индивидуальный, который предполагает персонализированное сопровождение наставником наставляемого с учетом индивидуальных особенностей.
Наставническая деятельность организована поэтапно.
Первый этап — подготовительный: анализ проблемы в педагогической теории и практике, отечественного и регионального опыта наставнической деятельности в системе образования, разработка компетентностной модели наставника и локальной нормативной базы.
Второй этап — основной: создание банка данных сложившихся наставнических пар, организация хода наставнической программы. Методы: сбор статистической информации, круглые столы, опрос, анкетирование.
Третий этап — заключительный: анализ результатов внедрения модели наставнической деятельности, создание методических материалов в целях тиражирования опыта. Методы: анкетирование, публикация результатов в СМИ, трансляция на конференциях, проведение методических семинаров. Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие: повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния, качества условий, процесса, результата образования; рост числа собственных профессиональных работ.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель — учитель» различаются в зависимости от потребностей наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая все это, сложились следующие модели: взаимодействие «лидер педагогического сообщества — педагог, испытывающий проблемы»; взаимодействие «педагог-новатор — консервативный педагог»; взаимодействие «опытный предметник — неопытный предметник». В нашей программе имеет место и виртуальное наставничество с использованием интернета и электронной почты.
Мудрецы говорили, что жизнь состоит из того, что видит человек, оглянувшись назад. Поддержка наставника вселяет больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.
ПОДЕЛИТЬСЯ: