«Раз ступенька, два ступенька…»
Дорога учителя — тернистая, но мы точно знаем, что дорогу осилит идущий. Задача педагога — научить каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Представляете, какая ответственность лежит на учителе? От того, как он строит работу на уроке, какие методы и приемы применяет, сможет ли он внушить детям важность своего предмета, будет зависеть качество их знаний, их образовательные результаты, а в конечном итоге и имидж школы, рассуждает учитель русского языка и литературы Натальинской школы Навашинского городского округа Лидия ЕЖИКОВА.
Каждый методический прием учителя — это одна из ступенек к успеху ученика. Приведу некоторые из тех приемов, которые использую я.
Хорошим подспорьем для обучающихся уже с 5-го класса для того, чтобы ничего не забыть, являются блокноты-памятки, в которые вплоть до 9-го класса собирается весь теоретический материал, необходимый для сдачи итогового экзамена. Это могут быть схемы, таблицы, алгоритмы, правила. На этой стадии я использую методику структурирования учебного материала, причем работаю на опережение. Например, составляя в 5-м классе схему «Ь после шипящих», я отражаю материал, который будет изучаться в 7-м классе, когда речь пойдет о наречии.
Кроме того, в последнее время все чаще с ребятами используем ментальные карты. Такая работа дает хорошие результаты: мои до этого «не говорящие» пятиклассники, выйдя к доске и ведя нас по ментальной карте, заговорили! В старших классах с этой же целью применяю структурно-логические схемы, заменяющие такую не менее важную работу, как конспектирование.
Почти на каждом уроке использую лингвистические разминки, которые помогают доводить до автоматизма выполнение некоторых заданий. Например, в начале каждого урока идет орфоэпическая разминка. Для этого у меня есть набор карточек со словами. Поочередно показываю карточку, а ученики должны правильно произнести слово. На обратной стороне мелким шрифтом дано правильное произношение, поэтому работу можно организовать по-другому, когда в роли учителя выступает ученик. Таких приемов у учителей наверняка много.
Начиная с 7-го класса мы проводим контрольные работы в формате ЕГЭ; на каждого ученика заведена диагностическая карта, в которой отражается результативность подготовки к экзамену по каждому заданию. Это дает возможность быстро реагировать на провалы в знаниях обучающихся, исправлять их дефициты, прогнозировать успешность дальнейшего обучения.
Все описанные приемы — это только часть той работы, которая ведется по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой деятельности — это желание и осознание важности работы как учителем, так и учеником, их совместная кропотливая деятельность, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
ПОДЕЛИТЬСЯ: