Один урок из жизни учителя

Каждый день, наблюдая на уроке за детьми, задумываешься: как заставить ребенка учить предмет? Нет, нет... Как мотивировать его учиться?» — рассуждает в своем эссе Валентина МАРТЫНОВА, учитель биологии школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85 Сормовского района Нижнего Новгорода.

 

 

Для педагога его предмет самый близкий и понятный. Ученик же, приходя на урок, думает: что сейчас будет? Хорошо, если возникнет этот вопрос. Но чаще мелькает мысль, что его сейчас спросят по теме домашнего задания. А он не готов. Пугается. Опять самостоятельная, лабораторная... Тревожность. Появляются неудовлетворительная оценка, нежелание и даже отторжение к изучению предмета. Учитель фигура яркая, взгляды детей касаются его. «Что случится на данной секунде, минуте?» — мелькает мысль в головах ребят.

Каким же он должен быть, учитель-предметник?

Каждый из педагогов считает, что его предмет самый важный и интересный в школе. ВПР, ОГЭ, ЕГЭ ждут его каждый год, количество часов на предмет сокращают. А предметник должен выдать информацию так, чтобы она оставалась в памяти учащегося.

Мозг человека запоминает яркие моменты, хорошие и плохие. В течение часа из полного объема полученной на уроке информации остается только четверть знаний. Хорошо, если ученик будет ответственно подходить к учебе, повторять материал, усилия всегда дают результаты. А в жизни они, эти знания, полученные ребенком, пригодятся?

Скучный параграф, полный научных терминов, нужно преподнести ученику так, чтобы у него возникло понимание. Сначала как небольшой огонек промелькнет мысль, а потом целый поток. И ребенок приподнимает голову, увереннее смотрит, но пока еще молчит. Несмело слушает тех, кто вступил в диалог с учителем.

Любой урок важно начинать с вопроса, который мучает детей в их возрасте. Любопытство — двигатель развития ума.

Древние философы, такие как Аристотель, проводили свои наблюдения, размышляли и записывали полученные результаты. Методы изучения живой природы были просты и понятны. Почему бы их не использовать?

В современном уроке компетентностно-ориентированные задания недалеки от функционально значимой теории, которая в жизни пригодится молодому поколению на практике. Как их реализовать?

Взять хотя бы пример: тема «Кольчатые черви» (7-й класс). Сейчас за окном зима, снег... Что случилось с дождевыми червями, которые только недавно были на тропинке после дождя в сентябре?

Ребята поднимают головы. Действительно, что случилось с червями? Начинают говорить, что они ушли глубоко в землю. Но как там они переносят нестандартные условия?

Опять начинается размышление. Порой возникают мысли, не близкие к правильному ответу, и опять педагог направляет мысли ребят в правильное русло.

Наконец ответ получен. Дождевые черви уходят на диапаузу, покрываясь толстой оболочкой из слизи, и ждут благоприятных условий, чтобы вновь встретиться с нами и сбросить защитную оболочку.

Но вот уже высказан ответ учениками, и учитель чувствует важность своих мыслей. Теперь спокойно можно начать рассказ по теме «Кольчатые черви».

В какой-то момент опять чувствуется усталость, и вновь с новой энергией ищешь взаимосвязь строения и образа жизни червей.

 

 

Скучно, когда тебе рассказывают, часть информации теряется. А вот когда параллельно работаешь с текстом, анализируешь информацию и «примеряешь» теорию на практическом задании... Действие, похожее на работу скорого поезда по извилистой дороге в течение 40 минут. Так вот, из-за особенностей дыхания червь вынужден выползать во время дождя, отсюда и его название. Изучив пищеварительную и кровеносную системы червя, дети осознают, почему у него медленный обмен веществ.

Учитель, мастер своего дела, тотчас задает вопрос: «Почему червей называют “неутомимыми агротехниками природы”?» Дождевые черви — почвообразователи. Они обогащают почву перегноем, рыхлят ее, понижают кислотность и таким образом способствуют повышению плодородия. Дождевой червь питается перегнившими растительными остатками. Он заглатывает их вместе с частичками почвы. В пищевод впадают протоки известковых желез, секреты которых нейтрализуют содержащиеся в почве кислоты.

И опять размышления. Не ждешь лес рук, хорошо, если будет хоть одна поднятая рука, но это самый важный знак для педагога, что его понимают.

Легко провести урок, просто рассказав теорию. Важно еще учитывать качество преподносимого материала через взаимосвязь рисунков в учебнике и наглядности интернет-ресурса. Эмоциональные краски подкрепляют память. И все надо успеть на уроке: и почитать, и зафиксировать информацию на бумаге.

Ближе к концу урока описываешь ароморфозы кольчатых червей. «Что вы увидели нового по сравнению с круглыми червями?» Если будут правильные ответы, то урок проведен удачно, умение сравнивать дано всем. Но развиваются эти умения с трудом. Ведь нужно найти сначала сходство, что сближает типы этих червей, а потом уже различия между ними.

Ученики обязательно дадут правильные ответы. Урок закончен.

 

«Школа» № 2, февраль 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN