Сторителлинг: интересно и полезно
Овладение родным языком является одним из самых важных достижений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема развития. Дошкольнику, как будущему ученику, необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить и излагать, а для этого крайне нужны разговорная речь и общение, замечает педагог-психолог детского сада «Теремок» Урени Ирина РУМЯНЦЕВА.
Современные дети, проводя большое количество времени перед телевизором, «общаясь» с компьютером, практически перестают говорить. У будущих первоклассников возникают проблема произношения, проблема словаря, проблема выразительности и связности речи, проблема познания мира во всех его взаимосвязях. И нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с познавательным развитием.
Педагоги и специалисты ДОО, применяя традиционные методы, формы и технологии для познавательного и речевого развития, не всегда добиваются высоких результатов, о чем свидетельствует ежегодная диагностика. Отсюда вывод: для достижения наилучших результатов познавательного и речевого развития необходимо применение инновационных технологий. Одной из таких педагогических технологий, которая охватывает образовательные области познавательного и речевого развития в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является сторителлинг — искусство увлекательного рассказа.
Сторителлинг помогает не только развить речь ребенка, но и раскрывает его познавательные и творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы. Так ли это в действительности, предстояло проверить в течение двух учебных лет (с 2019 по 2021 год) в МБДОУ «Детский сад “Теремок”», где осуществлялась инновационная деятельность по теме «Развитие познавательных способностей и речи детей через использование инновационной технологии сторителлинга».
Вначале были созданы программа инновационной деятельности, комплексно-целевые планы работы, планы работы временной творческой группы.
Для реализации технологии сторителлинга нами были взяты не только классические кубики историй, но и карты Проппа. Кроме того, детьми под руководством воспитателя была выполнена конверт-доска (от англ. сonvert — преобразовывать), которую также применяли для сочинения историй.
Работа с детьми включала в себя проведение входящей, промежуточной и итоговой диагностики связной речи и познавательных способностей в экспериментальной и контрольной группах. С воспитанниками экспериментальной группы в течение двух лет проводились групповые и подгрупповые занятия воспитателем группы при помощи и поддержке педагога-психолога и учителя-логопеда. На первом году инновационной деятельности детей познакомили с картами Проппа, научили их пересказу с помощью карт, а также сочинению небольших сказок. На втором году малышам были предложены кубики историй, используя которые они также успешно сочиняли небольшие истории, логически увязывая изображения на гранях кубиков. Для расширения возможностей сторителлинга дети вместе с воспитателем изготовили из плотного картона и пластилина конверт-доску, позволяющую дополнять и изменять истории по ходу сочинения.
Работа с педагогами началась с составления педагогом-психологом и учителем-логопедом тематических планов занятий с картами Проппа и кубиками историй с воспитанниками экспериментальной группы.
Для педагогов ДОО проводилась просветительская работа в виде консультаций.
Работа с родителями включала в себя анкетирование на тему знаний о сторителлинге, организацию просветительской работы по теме инновационной деятельности: проведение родительского собрания в экспериментальной группе, выпуск буклетов. Родителям были предложены шаблоны кубиков историй и образцы карт Проппа для самостоятельного изготовления.
Экспериментальная работа показала, что наглядные модели, а именно карты Проппа и кубики историй, являются средством развития познавательных способностей ребенка, условием формирования внутреннего плана его мыслительной деятельности, развивают грамотную связную речь.
Применение технологии сторителлинга в образовательной деятельности повышает мотивацию к обучению, познанию нового, помогает восприятию и переработке информации.
В процессе инновационной деятельности сформирован методический комплекс, который будет внедрен в систему работы с детьми старшего дошкольного возраста.
ПОДЕЛИТЬСЯ: