Научно-методическое сопровождение муниципальной программы развития системы образования
В 2014 году наша страна твердо вступила на путь стратегического подхода к управлению на всех уровнях и во всех отраслях общественной жизни. Подтверждением этого является принятие Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности среди прочих и такую позицию: «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации…» Сегодня без такой программы невозможно не только успешное внедрение новшеств, составляющее суть управляемого развития школы, но и ее результативное повседневное функционирование, считает Александр МАХОВ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием НИРО.
Участие образовательных организаций в реализации мероприятий национального проекта «Образование» задает приоритеты и знаковые контуры нового и в содержании образования, и в технологическом отношении, предоставляет множество возможностей для развития и совершенствования качества образовательных результатов.
С учетом спектра открывающихся перспектив образовательная организация оказывается перед сложной проблемой выбора направленности развития в формировании пространства возможностей культурного становления каждого ребенка, которое сегодня не укладывается в физические рамки отдельно взятой образовательной организации и требует выхода в образовательную экосистему муниципального уровня, через организацию сетевых форм реализации образовательных программ, совместного использования высокотехнологических образовательных ресурсов «Кванториума», «Точки роста», цифровых образовательных ресурсов, доступа всех учащихся к имеющемуся в районе качественному кадровому ресурсу и даже за его пределами.
Очевидно, что перспективная модель образования, отвечающая технологическим, социальным и экологическим вызовам XXI века, соответствующая требованиям меняющихся экономики и общества, помогающая формировать «навыки будущего», — это гибкое персонализированное обучение на протяжении всей жизни. Такая модель требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, а также новых подходов к регулированию, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон вместо централизованного директивного регулирования.
Принятие управленческих решений о развитии муниципальных образовательных сетей как целостных образовательных экосистем не имеет шаблонных решений и основывается на глубоком анализе ситуации конкретного района с последующим формированием портфеля проектов.
Культура проектирования имеет давнюю традицию и является одной из глобальных технологий современного мира. Как любой технологии, ей присущи такие характеристики, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Это позволяет предположить, что при должном научно-методическом сопровождении проектной деятельности муниципальных управленческих команд проектирование (инструментально-технологическая основа управления развитием) формирует новый опыт управления образовательными системами муниципального уровня, развивает актуальные управленческие компетентности и гарантирует положительный результат развития образовательной системы в соответствии с современными ценностями, целями образования и стратегией общего развития.
ПОДЕЛИТЬСЯ: