Эффекты и сверхэффекты муниципальной программы развития

«О подготовке муниципальной программы развития мы задумались несколько лет назад. Нас, муниципальный орган управления образованием,  давно волновал вопрос: почему в школах, детских садах, организациях дополнительного образования программа развития обязательно есть, а на уровне муниципалитета — фактически нет (существующая описывает в основном финансовый аспект)?» — рассуждает Алексей КУТЕЙНИКОВ, начальник управления образования администрации г. о. г. Чкаловск.

 

 

Необходимость разработки программы

Получается, что в образовательных организациях, по крайней мере, раз в пять лет задумываются о стратегии развития, формулируют цели, задачи, мероприятия по их достижению, а на уровне муниципалитетов, в лучшем случае, присутствует лишь тактика.

Конечно, это неправильно. Но путь от понимания проблемы к ее решению нелегок и небыстр. Да, управленец, который не занимается стратегическим планированием, — это как хрестоматийный «сапожник без сапог». Но нейропсихологи посчитали: чтобы начать работу над стратегией, руководителю, его мозгу необходимо 20 минут настроиться на такую работу. К сожалению, их никогда нет, дверь в кабинет открывается в среднем восемь раз в час, а также телефонные звонки, чаты, поток документов…

Но удалось найти скрытые резервы — отпуск, выходные, вечернее время… И сегодня мы констатируем: разработка муниципальной программы развития (МПР) системы образования г. о. г. Чкаловск завершена!

Причины, обусловившие разработку программы, очевидны. Сегодня мы более соответствуем спецподразделению МЧС, а не органу управления образованием. 90 % времени мы заняты не стратегическим планированием, а «пожаротушением»: разрешаем конфликты с родителями, аварийные ситуации в организациях, запрашиваем и обобщаем информацию, формируем отчеты… Метафора нашей работы — броуновское движение. Или звуки из оркестровой ямы, когда занавес еще опущен.

Цель программы состоит в том, чтобы сформировать стратегию и тактику развития сферы образования на уровне муниципалитета. Упорядочить элементы системы образования в единую, логично связанную структуру. От хаоса — к системе, от завалов — к строению, от какофонии — к симфонии, когда все элементы: детские сады, школы, организации дополнительного образования, орган управления — действуют согласованно, гармонично, дополняют друг друга.

Разумеется, в основе программы развития — нормативно-правовое обеспечение федерального, регионального и муниципального уровней: федеральные законы, указы Президента, паспорта национальных и региональных проектов, Стратегия социально-экономического развития, муниципальные программы и т. д.

Используем SWOT-анализ

Крайне важно при разработке МПР сделать качественный проблемный анализ. Не все первоначально выявленные нами проблемные зоны были подтверждены, часть была скорректирована. Применение SWOT-анализа — специальный навык, который необходимо освоить.

В итоге определены следующие дефициты:

— отсутствие стратегии развития, механизма и компетенций по управлению проектами;

— рост в образовательных организациях числа вакансий и соответственно педагогической нагрузки работающих учителей;

— низкий уровень владения педагогами цифровыми инструментами;

— потребность в специалистах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

— нестабильный уровень качества знаний учащихся;

— трудности с адаптацией к школе каждого четвертого первоклассника;

— средний уровень удовлетворенности родителей качеством воспитательных мероприятий;

— низкий уровень результативности и эффективности курсов повышения квалификации педагогов;

— всего три из 26 зданий организаций образования полностью соответствуют нормативным требованиям, в том числе по критерию доступной среды;

— более десяти лет в стадии решения вопрос строительства новой школы.

В представленном перечне причина инерции, нежелания что-либо менять и меняться у большей части педагогов — в их усталости и эмоциональном выгорании.

При этом мы отмечаем в возможностях:

— имя города как одного из самых узнаваемых брендов Нижегородской области;

— компактную территорию муниципалитета;

— все образовательные организации, управление образования — инновационные площадки НИРО, организована работа с управленческими командами;

— стабильный рост оплаты труда педагогов;

— результативное участие в региональных программах поддержки специалистов:

— введение в прошлом году во всех средних школах ставок инженеров-программистов;

— хороший уровень оснащенности образовательных организаций современным оборудованием и продолжение реализации мероприятий национального проекта «Образование» в школах городского округа;

— готовность организаций высшего образования содействовать в реализации муниципальных проектов, наш позитивный опыт взаимодействия с 2016 года в этом направлении — с НГТУ им. Р.Е. Алексеева;

— выполнение мероприятий по капитальному ремонту зданий во всех средних школах;

— системную поддержку сферы образования со стороны руководителей муниципалитета.

Важный фактор — заинтересованность управленческих кадров в изменениях и развивающаяся материальная база организаций.

Как фундаментальная определена цель — обеспечение устойчивой позитивной динамики показателей доступности и качества образования в образовательных организациях г. о. г. Чкаловск.

Ставим и выполняем задачи

Исходя из цели и проблемного анализа мы планируем решение следующих комплексных задач (они же — проекты муниципального уровня):

— разработать и внедрить муниципальную модель непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных организаций городского округа в условиях цифровизации образования;

— вовлечь 100 % общеобразовательных организаций муниципальной образовательной сети в реализацию основных образовательных и дополнительных образовательных программ в сетевой форме;

— повысить уровень психолого-педагогической готовности педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с особенностями развития в условиях инклюзивного образования;

— разработать и внедрить инновационные механизмы развития системы воспитательной работы в образовательных организациях городского округа;

— создать и реализовать программу преемственности дошкольного и начального общего образования в образовательных организациях городского округа;

— обеспечить обновление инфраструктуры образовательных организаций г. о. г. Чкаловск.

Механизмы решения поставленных задач

В профессиональном развитии учителей акцент сделан на освоении цифровых компетенций. Соответствующий проект был разработан и представлен командой муниципалитета на региональном интенсиве в детском центре «Лазурный» в сентябре 2021 года. Необходимо создать и реализовать муниципальную программу развития цифровых компетенций педагога. Отметим, что в течение прошлого года во всех средних школах округа введены ставки инженеров-программистов, с 1 ноября в образовательных организациях работает специалист по цифровой трансформации.

Расширение спектра социальных партнеров, таких как организации СПО, вузы, предприятия, «Кванториум» и других, считаем основным механизмом увеличения сетевого взаимодействия образовательных организаций. Необходимым является и формирование новых связей между образовательными организациями округа, к чему нас подталкивает растущий дефицит кадров.

Создание и внедрение муниципальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов — механизм реализации проекта, направленного на помощь детям с особенностями в развитии. Важно в рамках проекта не только создать все возможности для сопровождения таких детей внутри школы, но и организовать работу с родителями.

Также ключевым в успехе деятельности классного руководителя являются его тесная связь и активная совместная работа с родительской общественностью. Нарративы воспитания, подходы к разрешению конфликтных ситуаций и совместной конструктивной деятельности должны быть соразмерны, сходны в школе и дома. Поэтому среди инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в образовательных организациях г. о. г. Чкаловск мы выделяем социальные проекты, реализованные совместно с родителями и детьми. Также в рамках проекта планируются создание «Школы: территории классных», единого информационного портала воспитательных практик, развитие социального проектирования.

Разработка и реализация муниципальной типовой программы адаптации детей в начальной школе позволят значительно снизить число детей, испытывающих затруднения в адаптации.

В вопросе обновления инфраструктуры образовательных организаций округа ключевым видим активное участие в федеральных и региональных программах капитального ремонта зданий школ, детских садов, а также строительство здания новой школы на 725 мест до 2025 года.

Проектное управление

Срок реализации муниципальной программы развития — три года: до 1 июня 2022 года — завершение разработки проектов, два учебных года — их реализация, первое полугодие 2024/2025 учебного года — подведение итогов, корректировка.

Финансирование не только бюджетное. Задача — активнее привлекать спонсоров, грантовые средства, развивать платные образовательные услуги.

Организационная структура реализации МПР основана на управлении проектами. Оно будет осуществляться на двух уровнях. На уровне управления образования создана муниципальная проектная команда. Это пять специалистов, каждый из которых является руководителем, модератором и экспертом в рамках курируемого проекта. Непростая задача и дополнительная нагрузка, но стратегически проекты помогут встать «с головы на ноги», а это прибавляет системности в организации работы!

На уровне образовательных организаций будут созданы проектные команды из числа представителей администрации и педагогов, нацеленные на реализацию того или иного проекта. В итоге каждая школа в следующем учебном году станет муниципальной опорной площадкой в рамках своего проекта, выбранного как приоритетного.

Результаты реализации программы развития коррелируют с задачами и механизмами их достижения.

В чем мы видим ключ к успеху? Выше сказано про заинтересованность руководящих работников в муниципалитете, в образовательных организациях и развивающуюся материальную базу. В этом отношении кадровое и материальное условия достижения цели в наличии. Но невозможно достичь высокого результата без поддержки на региональном уровне, министерства и вузов. И эта поддержка есть!

Партнеры, коллеги и друзья

Ключевым для нас стало сотрудничество с кафедрой теории и практики управления образованием НИРО, в первую очередь с заведующим кафедрой Александром Маховым и профессором Светланой Максимовой. В 2021 году все образовательные организации и управление образования получили статус региональных инновационных площадок по темам «Эффективные управленческие команды образовательных организаций как условие достижения стратегических приоритетов развития муниципальной системы образования» и «Внедрение модели взаимодействия общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, при реализации образовательной программы в сетевой форме». В течение года состоялись несколько выездных сессий на базе образовательных организаций Чкаловска по работе с управленческими командами школ. Работа была системно организована и на кафедре, где создавалась муниципальная программа развития, было обеспечено научно-методическое сопровождение на каждом ее этапе. Вклад наших научных руководителей был определяющим в успехе подготовки программы развития и проведения интенсива!

Значимой является поддержка со стороны министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в лице министра Ольги Петровой и начальника управления по контролю и надзору в сфере образования Светланы Носовой, а также ректора НИРО Елены Илалтдиновой. Важным для нас становится эффективное сотрудничество с руководителями НИИЦ — Антоном Тихоновым, Мариной Муратовой, директором центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников НИРО Вячеславом Амосовым.

Всегда открыты для сотрудничества и с большой заинтересованностью принимают наши предложения по проведению совместных мероприятий ведущие вузы Нижнего Новгорода — НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Мининский университет, РАНХиГС и другие.

Результаты проектов, индикаторы их достижения определены в паспортах проектов. На какой эффект рассчитываем при их реализации?

В моем представлении, несколько лет назад кристаллизовался эффект, которого хочется достичь, работая в системе образования, — дети, идущие в школу с улыбкой, а не со страхом. Чтобы школа стала для каждого ребенка местом, где его любят, где он может найти себя и реализовать.

Но есть и сверхэффект… Это идущие в школу с улыбкой… учитель, директор, его заместители. С удовольствием и радостью.

Будем стремиться к реализации муниципальной программы развития и достижению таких эффектов!

 

«Школа» № 3, март 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN