Кем я хочу работать?
Для российской экономики постоянно нужны профессиональные кадры. Вопрос: где их взять? Ответ: в школе и вузе после правильно организованной профориентационной работы. Дворец детского (юношеского) творчества Сарова уже делился на страницах нашей газеты опытом реализации проекта «Профтренд». За прошедшее время он претерпел изменения, появились новые его «веточки», и сейчас Светлана МИХАЙЛОВА-ЛИСТРЕМ, методист Дворца, хочет рассказать о «ШВП». За этими тремя буквами — слова «школа — вуз — предприятие». В 2021/2022 учебном году именно данное направление стало ключевой темой «Профтренда».
Немного предыстории
В декабре 2020 года проект «Профтренд» стал призером российского конкурса лидерских практик в области профориентации и образовательной деятельности в городах присутствия Госкорпорации «Росатом». В 2021 году я как методист Дворца прошла обучение на курсах Корпоративной академии «Росатома», и там в ходе групповой работы родилась идея разработать модель взаимодействия между образовательной организацией, вузом и предприятием для формирования инженерных компетенций у учащихся 8—10-х классов с привлечением студентов-наставников. Группа, в которой были представители разных городов — от Ульяновска до Железногорска, свою идею успешно защитила перед экспертами и… занялась «текучкой». А проект «ШВП» так и остался бы на бумаге, если бы не активность нескольких людей в Сарове.
В августе — сентябре прошлого года было сделано несколько шагов. Первый — представление идеи, «упакованной» по всем правилам проектной деятельности, в департаменте образования администрации Сарова и получение поддержки. Второй — разговор с ведущим специалистом Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Анной Покровской, отвечающей за подбор персонала и взаимодействие с вузами. И снова одобрение. А дальше — самое сложное: переговоры с руководством вуза. Потребовалось провести несколько встреч на разных уровнях, чтобы презентовать цели, задачи и ожидаемый результат. В итоге руководитель Саровского физико-технического института Анна Сироткина дала добро, поручив своему заместителю по учебной работе Тимофею Соловьеву курировать это направление. И проект «ШВП» начал поступательное развитие.
Были сформированы пул преподавателей СарФТИ НИЯУ МИФИ из числа сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ и группа заинтересованных студентов на роль наставников. Выбрана пилотная школа № 17 (мы специально взяли не статусные лицеи, гимназию, интернаты, а обычную общеобразовательную школу с сильными педагогами по физике, химии, информатике). Совместно с сотрудниками СарФТИ составлен план занятий и определен их график. И с января этого года СарФТИ открыл двери лабораторий для учащихся 8—10-х классов.
Юные наставники
Суть проекта — провести профессиональные пробы по техническим специальностям. Для школьников это возможность познакомиться с вузом, увидеть, где, как и чему они могут научиться, чтобы потом работать на предприятиях Госкорпорации «Росатом». Для студентов есть несколько «пряников»: работа со школьниками может быть зачтена как технологическая и производственная практика или как зачет по проектному обучению. Кроме того, они пробуют себя в качестве преподавателя, наставника, добавляя баллы в рейтинг внеучебной деятельности. При этом кто-то может изменить карьеру и построить более успешную траекторию развития.
Самое важная зона — наставничество. Практика показывает, что проекты, где передача знаний идет по принципу «дети — детям», а в нашем случае — «студенты — детям», весьма результативны. Они говорят на одном языке и понимают друг друга гораздо быстрее.
Какими компетенциями должен владеть студент-наставник? Их несколько:
— нацеленность на результат: настойчивость в достижении целей;
— обучаемость: умение обучать и быть обучаемым, объяснять сложное простыми словами;
— лидерство: способность «зажечь», мотивировать и поддерживать интерес;
— эмпатия, в том числе ментальная: способность сопереживать и понимать других;
— стрессоустойчивость: способность не теряться в нестандартных ситуациях;
— метапредметные знания: изобретательность и практическое применение набора знаний;
— уверенное пользование информационными технологиями;
— коммуникабельность: умение строить отношения, быть «на одной волне» с обучаемым.
Итоги и планы
За три месяца проведены занятия по робототехнике, программированию, электротехнике и электронике, практические работы по 3D-моделированию, лазерной физике, математическому моделированию и прочности материалов. Для учеников лабораторные работы и практикумы чрезвычайно полезны.
Работа на каждой «лабораторке» индивидуальная, так как решение о своем будущем каждый старшеклассник тоже должен принимать самостоятельно. И уже с первых занятий видно, кому трудно, но интересно, кто готов докопаться до самой сути, а кто оказался в группе случайно или «за компанию». В данном случае отрицательный результат — тоже важен. Чем раньше молодой человек поймет, кем хочет стать, тем ярче и интереснее будет его жизнь.
На что мы, как организаторы проекта, рассчитываем? Через год-два создать три базы данных:
— список школьников, которые планируют поступать в СарФТИ и с которыми нужна точечная работа в 11-м классе, чтобы помочь им правильно выбрать факультет и специальность;
— список студентов, которые проявили себя как отличные наставники и поэтому имеют преимущества при трудоустройстве в РФЯЦ-ВНИИЭФ;
— комплект методических разработок практикумов и лабораторных работ для школьников.
Результаты, которых мы планируем достичь, вполне реальны, если в городе есть базовое учреждение дополнительного образования — опорный центр профориентации, заинтересованные директора школ и учителя, энергичные проректоры по воспитанию в вузах, активные студенты и ресурсные кадровые службы на предприятиях. В Сарове эта цепочка постепенно выстраивается.
ПОДЕЛИТЬСЯ: