«Богатый, звучный, живой…»
Актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в современном начальном образовании обусловлена значением коммуникативной компетентности в жизни человека. Эффективным средством является включение детей в речевую коммуникацию на уроках по предмету «Родной язык (русский)» и во внеурочной деятельности, считает Ольга МИТРОФАНОВА, учитель начальных классов Чкаловской школы № 5.
Речевая коммуникация на уроках
В УМК «Русский родной язык» (авт.: О.М. Александрова и др.) представлена система формирования у младших школьников коммуникативных учебных действий: коммуникативные задания (работа в паре, группе), проектная деятельность, уроки по изучению культуры речи, особенностей русского речевого этикета (формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации).
В разделе программы «Секреты речи и текста» с 1-го по 4-й класс заложено содержание для последовательного овладения детьми приемами общения (убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.), соблюдением правил ведения диалога (инициатива в диалоге, уклонение от нее, завершение диалога и др.), употреблением устойчивых этикетных выражений в учебной и бытовой коммуникации.
Мы также использовали сформированный нами банк коммуникативных заданий. В него вошли дидактические и подвижные игры, этюды. Например, дидактические игры «Вежливо — невежливо», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Словарь вежливых слов», «Не ошибись, пожалуйста!», «С кем можно так общаться?», подвижная игра «Возьми игрушку», игра-этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу», игры-ситуации «Помири», «Попроси», «Поделись» и др.
Педагогические технологии
При изучении курса «Родной язык (русский)» эффективными становятся педагогические технологии учебного сотрудничества, технология развития критического мышления, проектная деятельность, информационно-коммуникационная технология.
Технология учебного сотрудничества используется при выполнении заданий в паре при изучении тем «Диалог», «Нормы речевого этикета», проведении коммуникативных упражнений на отработку навыков культуры речевого поведения из созданного нами банка заданий. Например, игра-этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» проводится на уроке в паре. Учитель предлагает детям сказать доброе слово или комплимент товарищу по парте, используя выражения речевого этикета, мимику, жесты.
В 4-м классе был проведен урок по теме «Интервью» в форме мастер-класса сотрудника чкаловской районной газеты «Знамя». Этот урок предусматривал ведение диалога «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый» по уточнению понятия «интервью»; знакомство с определенными видами интервью; просмотр видеоинтервью спортивного комментатора Дмитрия Губерниева у фигуристок Юлии Липницкой и Аделины Сотниковой и детскую пробу интервью у одноклассников и у сотрудника газеты «Знамя».
На уроках широко используются некоторые приемы технологии развития критического мышления.
— Прием «Взаимоопрос»: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
— Прием «Творческий диктант». Задание: используя слова на определенную орфограмму или на заданную букву из словаря, составить связный текст.
— Прием «Меняем финал». Для работы берется сказка, история или стихотворение, содержание пересказывается, а финал меняется на неожиданный, отличающийся от традиционного.
В программе курса «Родной язык (русский)» заложены темы проектной деятельности обучающихся, которая предполагает развитие умений общаться, сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; формирование умения провести презентацию продукта совместной деятельности и др. При изучении курса учащимися были выполнены следующие проекты: «Оформление буквиц и заставок» (1-й класс), «Секреты семейной кухни» и «Интересная игра» (2-й класс). В 3-м классе это групповые проекты «Улицы, связанные с названиями профессий, на карте Чкаловска», «Город, в котором я живу», «Сказочные приключения новинских игрушек».
Повышаем общую культуру
Развитие коммуникативных УУД у младших школьников происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С этой целью нами организуются классные часы, экскурсии, посещение спектаклей, участие в различных олимпиадах и конкурсах. Например, в процессе подготовки к школьной научно-практической конференции была проведена работа над проектом «Прабабушкин подзор — подарок из далекого прошлого». Ученица 4-го класса рассказала о том, как нашла в бабушкином сундуке подзор, узнала, зачем раньше его использовали, и доказала, что любая старинная вещь — это память, которую надо беречь.
Также для учащихся начальных классов были организованы экскурсии в музеи Чкаловского района: «Новинская игрушка», музей В.П. Чкалова, Пуреховский краеведческий музей. После посещения музея дети написали отзывы по предложенной памятке:
— В каком музее ты побывал?
— Как называлась экскурсия?
— Что из увиденного тебе понравилось больше всего?
— Что привело тебя в восторг?
— Что удивило или поразило твое воображение?
— Какая картина, скульптура или другой экспонат понравились тебе больше всего? Чем именно?
В рамках инновационной деятельности по теме «Содержательно-методические аспекты формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников» нами разрабатывались диагностические материалы по предмету «Родной язык (русский)». Так, в итоговой проверочной работе во 2-м классе с заданием по дополнению текста поздравительной открытки на высоком уровне справились 36 % обучающихся, на повышенном — 42 %, на базовом — 22 %. В 3-м классе с заданиями на проверку умений находить и исправлять орфографические ошибки, подбирать подходящие по смыслу пропущенные в тексте слова, письменно оформлять вопросы по осмыслению прочитанного на высоком уровне справились 20 % обучающихся, повышенный уровень показали 27 %, базовый — 40 %.
Таким образом, созданная нами система работы по формированию коммуникативных УУД при изучении учебного предмета «Родной язык (русский)» дает положительные результаты в развитии умений, связанных с соблюдением норм речевого общения, и навыков совместной деятельности в учебных и бытовых ситуациях.
ПОДЕЛИТЬСЯ: