Обучаем основам финансовой грамотности
Татьяна РУНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО, и Ирина ДЕМИДОВА, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования средней школы с. п. Селекционной станции Кстовского района, описывают направления работы и виды деятельности по формированию основ финансовой грамотности у младших школьников и представляют опыт реализации данного направления в образовательной организации.
Деньги и как их тратить
Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. А финансовый сектор в России представляет собой быстро развивающуюся отрасль экономики. И, как следствие, одной из актуальных задач современной школы становится формирование нового экономического типа мышления школьника, в том числе в вопросах финансовой грамотности.
Для реализации этой важной задачи выделяются следующие направления работы:
— формирование представлений о видах денег, понимания того, что бывают деньги наличные и безналичные; умения произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал;
— понимания, откуда в семье берутся деньги, то есть какие существуют источники их поступления; умения аргументированно обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета;
— умения договариваться с родителями о покупке желаемых благ при понимании ограниченности денежных средств, которыми те располагают;
— понимания того, на что тратятся семейные доходы и почему у семей возникают либо сбережения, либо долги; что у семьи бывают расходы обязательные и неотложные, а бывают желательные, но не обязательные;
— понимания (на понятийном и арифметическом уровне) невозможности для семьи тратить денег больше, чем она получает доходов и имеет сбережений; умения замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений.
Основы финансовой грамотности у младших школьников формируются путем решения контекстных задач (жизненных ситуаций, для разрешения которых используются различные предметные знания и умения); создания проблемной ситуации, связанной с личным и семейным бюджетом, финансовой безопасностью; через систему практических заданий; проектно-исследовательскую работу и т. п.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование также обладают большим потенциалом для формирования финансовой грамотности. Второе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, которая может быть направлена на изучение основ финансовой грамотности.
Играя, учимся
В качестве примера расскажем об опыте преподавания основ финансовой грамотности в средней школе с. п. Селекционной станции. В образовательной организации эта работа осуществляется путем реализации программы дополнительного образования «Азбука финансов» (автор И.А. Демидова), участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах по финансовой грамотности на платформе Учи.ру, через проектную деятельность.
Дополнительная образовательная программа «Азбука финансов» учитывает интересы учащихся начальных классов в сфере экономики семьи. Ее отличительной особенностью является ориентация не только на формирование знаний, но и на развитие практических навыков младших школьников в вопросах семейной экономики. Программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение одного учебного года. Эффективность программы достигается выбранными формами обучения, учитывающими возрастные особенности младших школьников: это игры, беседы, квест-игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность.
Целью программы является формирование ответственного поведения в области экономических отношений в семье через знакомство с основами финансовой грамотности и вопросами экономики семьи. Содержание программы «Азбука финансов» состоит из четырех разделов: «История денег», «Многообразие денег», «Семья и деньги», «Управление деньгами».
На занятии «Товар и его обмен» (раздел «История денег») ребята знакомятся с историей появления товаров средствами квест-игры. С помощью старшеклассников школы организуются различные станции, на которых учащиеся определяют, какие товары можно обменивать и на что.
На занятиях «Исследование купюр» и «Исследование монет» (раздел «Многообразие денег») используется исследовательский метод. Ребята перевоплощаются в сыщиков и с помощью луп исследуют купюры и монеты, сравнивая их разные стороны и выделяя существенные признаки.
На занятии «Семья и деньги» (раздел «Управление деньгами») школьникам предлагается сыграть в сюжетно-ролевую игру «Семейный бюджет». Ребята разбиваются на несколько семей. У каждого своя роль, которую ему необходимо прожить. Семьям предлагаются различные практические ситуации, в которых нужно рационально расходовать семейный бюджет.
Например: «У вашей семьи есть 200 рублей. Вам необходимо выбрать только необходимые траты. Молоко — 70 рублей, шоколадка — 60 рублей, хлеб — 40 рублей, жвачка — 30 рублей. Есть ли среди этих продуктов необязательные расходы? Будет ли в вашей семье экономия?»
Финансы и творчество
Ученики активно участвуют в разнообразных мастер-классах и конкурсах. Так, в муниципальном творческом конкурсе 2019 года учащиеся совместно с педагогом сочинили и разыграли сказку по финансовой грамотности, в которой сказочные герои: Кощей Бессмертный, кот Матроскин, Буратино, поросенок Фунтик — знакомили детей с понятиями «капитал», «доходы» и «расходы».
Основы финансовой грамотности изучаются и через проектную деятельность. Так, на конференции районного научного общества учащихся были представлены два проекта, занявшие 1-е место.
Юлия Семенова защищала проект «Защитные признаки рублевых банкнот», продуктом которого стал одноименный плакат. София Трескина представила проект «Виды пластиковых карт» с продуктом — лэпбуком; проект наглядно информирует о видах пластиковых карт и о том, где ими можно пользоваться.
Учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют в олимпиаде по финансовой грамотности на платформе Учи.ру. Данная олимпиада интересна, полезна и увлекательна. Вместе с героями ребята решают задачи практического характера, с которыми могут встретиться в повседневной жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ: