Изучать то, что интересно
Условием развития функциональной грамотности младших школьников может служить включение их в исследовательскую деятельность, а затем участие в конференциях, считает Наталья ГАЛАНИНА, учитель начальных классов Каликинской школы г. о. г. Бор.
Формируем исследовательские навыки
Ежегодно победители школьных конференций участвуют в муниципальной научно-практической конференции учащихся начальных классов «Планета открытий» г. о. г. Бор, а ученики среднего звена — в конференции «Интеллект». Младшим школьникам это позволяет расширить границы познания, поддерживает интерес к исследовательской деятельности, воспитывает волю к победе. Школа № 4 г. о. г. Бор принимает не только учащихся родного города, в конференции участвуют ребята из близлежащих сел и деревень. Для них мероприятие подобного уровня — большая ответственность. Каликинская школа успешно участвует в муниципальной конференции с 2014 года.
Определяющим фактором в выборе исследовательского пути является интерес к определенной области знаний. В 2021 году Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет! Грандиозный юбилей не мог не оставить след в сердцах не только взрослых, но и детей. Много исследовательских работ было посвящено этому событию. Учащиеся 3-го класса Каликинской школы искали пословицы о Нижнем Новгороде, исследовали башни Нижегородского кремля и легенды, связанные с ними, изучали достопримечательности города, знакомили одноклассников с известными нижегородцами.
История одного исследования
На муниципальную конференцию мы вышли с исследовательской работой Маргариты Лапиной «Настольная игра “МЕМО: Достопримечательности Нижнего Новгорода”». Любознательная девочка с 1-го класса участвует в конференциях. Ее интересы разнообразны: уроки изобразительного искусства и курс внеурочной деятельности «Образ и мысль» пробудили любовь к картинам художников и рисованию, уроки развития речи сформировали потребность в речевом творчестве; Рита пробует писать стихи, ее увлекают окружающий мир, экзотические растения и животные, она активно интересуется историей родного края.
2019 год был объявлен Годом театра. Маргарита исследовала театры Нижнего Новгорода и набрала наибольшее количество баллов в своей секции.
Девочка не раз приносила в класс различные интеллектуальные игры, но в ее коллекции не оказалось игры «МЕМО: Достопримечательности Нижнего Новгорода», поэтому возникла идея создать ее самостоятельно, тем более что подобной игры о нашем городе еще не существует. Экскурсия по Нижнему Новгороду «Семь холмов — восемь веков» окончательно определила выбор.
Ежегодно четвероклассники при написании ВПР по окружающему миру сталкиваются с вопросами краеведческого характера. За 800 лет на Нижегородской земле родилось много известных людей. В их честь названы улицы, площади города, объекты культуры, им установлены памятники. В Нижнем Новгороде более 600 памятников истории, культуры и архитектуры. Игра «МЕМО: Достопримечательности Нижнего Новгорода» способствует лучшему усвоению объектов культурного наследия младшими школьниками. Конечно, нельзя сравнивать использование готовой игры с процессом ее создания, который захватил ум и сердце ученицы.
Достопримечательности на память
Прежде чем приступить к созданию игры, необходимо знать ее особенности. Название происходит от английского слова memory, которое переводится как «память». Игра состоит из 25 пар карточек. С одной стороны на них изображена картинка — достопримечательность, с другой — одинаковая «рубашка». Карточки раскладываются на столе рядами изображением вниз. Играть можно по-разному. Рита разработала свои варианты игры МЕМО: «Найди!», «Ловкие пальчики», «Домик». Вместе с одноклассниками девочка исследовала виды достопримечательностей и собрала материал для книжки-инструкции, в которой кратко изложены варианты игры с карточками и основная информация о каждой достопримечательности. Знакомясь с различными памятниками и знаковыми местами нашего города, ученица подбирала для себя варианты дальнейших экскурсий в выходные дни.
Для карточек учащейся были выбраны наиболее красивые и яркие фотографии объектов культуры, например катера «Герой», памятника Веселой козе, памятника соляной афере. Для «рубашки» Маргарита нарисовала олененка. Олень — символ Нижнего Новгорода, он изображен на гербе волжской столицы. Карточки были распечатаны в фотосалоне на плотной бумаге. Для хранения игры Рита создала небольшую коробочку с рисунками Нижегородского кремля, собора Александра Невского, памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, стадиона «Нижний Новгород» и зоопарка «Лимпопо». Для названия игры девочке захотелось использовать новый шрифт «Нижегородский». Общая стоимость изготовления игры составила 505 рублей.
Итогом ХI муниципальной научно-практической конференции «Планета открытий» стало предложение включить исследовательскую работу Маргариты Лапиной в сборник лучших исследовательских и проектных работ победителей секции конференции 2020/2021 учебного года. А весной этого года мы стали участниками ХVI регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь», который проводился ННГУ имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал).
Путь к знаниям
Все этапы исследовательской работы важны и формируют определенные умения в рамках общей функциональной грамотности. Это планирование этапов исследования с перечнем конкретных действий, необходимых обучающимся для достижения цели и решения поставленных задач, и указание ожидаемых результатов, сроков и ответственных, приучающее к организационной деятельности. Это опыт использования различных источников информации, подбора методов решения проблемы и презентации результатов работы. Это умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других, развитие аналитической мысли и речи выступающего. Кроме того, опыт исследовательской деятельности повышает мотивацию и самооценку обучающегося, позволяет ему почувствовать себя ученым-исследователем, создает условия для совместной плодотворной работы семьи и школы.
ПОДЕЛИТЬСЯ: