Визуализировать, чтобы понять

Ирина ПОНОМАРЕВА и Анна УХАНОВА, учителя начальных классов школы № 187 Советского района Нижнего Новгорода, напоминают, что в современном мире ребенка окружает лавинообразный поток нестабильной несистематизированной информации, что приводит к формированию у него особого вида мышления — клипового. Для образовательной деятельности это становится значительным минусом. Информация усваивается детьми фрагментарно, хаотично и задерживается в памяти, только если воспринимается ими как яркое пятно, образ. Ребенку трудно сосредотачиваться, усваивать объемный школьный материал, а также глубоко погружаться в тему и систематизировать полученную информацию.

Получаем нужный результат

 

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования заложены особые требования к умениям школьника. Ребенок должен уметь извлекать нужную информацию из различных источников, в ходе решений учебных задач анализировать, синтезировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать и трансформировать информацию в различном виде, овладеть знаково-символическими средствами (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации и др.).

Для того чтобы учащимся не потеряться в сложной противоречивой реальности, необходима системная работа с привлечением средств визуализации на уроках. Это станет опорой для детей и даст им возможность самостоятельно делать логические умозаключения и выводы, осознавать и аргументированно доказывать свою точку зрения.

Под визуализацией учебной информации мы понимаем отбор, структурирование и оформление учебного материала в визуальный образ. Она опирается на различные способы предъявления информации, взаимосвязи между ними, способствует активной работе мышления учащихся при зрительном восприятии, осмыслении и/или преобразовании содержания представленного материала. Визуализация открывает большие возможности для развития познавательных универсальных учебных действий, мобилизует и интенсифицирует учебно-познавательную деятельность, позволяет эффективно ликвидировать или минимизировать потерю информации.

Как показывает практика, материал уроков русского языка сложен для восприятия и усвоения детьми. Использование различных форм и методов визуализации повышает результативность обучения. Сложный учебный материал становится эстетически привлекательным, более доступным и запоминаемым, позволяет систематизировать информацию, полученную на уроке. Наиболее эффективными, на наш взгляд, инструментами визуализации являются фишбоун, кроссенс, мнемодорожка, интеллект-дерево, кластер.

«Представь себе»

Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая делится на четыре блока. Дословно слово «фишбоун» переводится с английского как «рыбная кость» или «скелет рыбы». Голова обозначает вопрос или проблему; косточки сверху фиксируют причины и основные понятия проблемы; косточки снизу показывают суть причин или понятий; хвост содержит выводы по проблеме или ответ на вопрос.

Решения проблем выстраиваются по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Учащиеся в наглядно-содержательной форме трансформируют учебную информацию, преобразуя ее в «скелет рассуждений».

Кроссенс — увлекательная головоломка, состоящая из ассоциативной цепочки девяти взаимосвязанных картинок. Само слово «кроссенс» переводится как «пересечение смыслов», оно аналогично английскому «кроссворд», что в переводе значит «пересечение слов». Ученику необходимо определить закономерность изображений и выявить проблему. Рисунки замкнуты в стандартное игровое поле из девяти квадратов для «крестиков-ноликов». Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Направления линий связи могут варьироваться.

Кроссенс уместно использовать на любом этапе урока:

при постановке темы и цели занятия;

при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

при закреплении и обобщении изученного материала;

при подведении итога работы на уроке.

Также можно построить в форме кроссенса все занятие целиком, где элементы поля будут являться структурными компонентами урока.

Мнемодорожка — коллаж из картинок, с помощью которых можно не только составлять рассказ, но и запоминать текст при подготовительной работе к изложению. На каждое слово или словосочетание придумывается изображение, то есть весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Интеллект-дерево — графический способ представления информации в виде дерева, где основная тема — это ствол, а ветки — составляющие ее части. Данный прием позволяет систематизировать материал урока и акцентировать внимание на главном.

Кластер — схема, которая позволяет преобразовать большой объем информации в графическую форму, показывая смысловую взаимосвязь компонентов, способствует систематизации и обобщению учебного материала. Этот прием можно использовать не только на уроке, но и при самостоятельной работе над темой дома.

Воображение и знание

Системное применение средств визуализации на уроках русского языка позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует росту инициативности школьников, повышению внимания, снижает утомляемость. Информация схватывается детьми буквально на лету. Урок становится более интересным и ярким, учитываются особенности современного ребенка (клиповое мышление, кратковременная память, фрагментарное восприятие информации).

При использовании визуальных средств на уроке русского языка иллюстративные свойства наглядности становятся познавательными, что делает их основой всего процесса обучения. Визуализация является эффективным инструментом формирования познавательных УУД, создания образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперирования ими.

Специфичная динамичность информационного поля сегодня диктует учителю иные средства подачи материала. Информация должна быть не только полезной, но и яркой, концентрированной, увлекать учеников и помогать им усваивать познавательные сведения с удовольствием.

 

 

Школа № 6, июнь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN