Александр Невский – защитник земли Русской
Прошлый год ознаменовался празднованием 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, поэтому мы решили обратиться к его жизненному подвигу и показать детям образец истинного героя, научить их любить страну, в которой они родились», — говорят заведующая детским садом № 20 «Земляничка» Кстова Любовь МУБИНОВА, старший воспитатель Елена ПЕТРУНИНА, воспитатели Надежда КРАСУН и Евгения БАЛАКИНА.
Пример для подражания
Александр Невский — герой с картинки, в доспехах, шлеме, с оружием — вызывает особый интерес у дошкольников, им обычно хочется узнать, кто это, что он сделал для Отечества и почему им гордится страна. Милосердие, сострадание, стремление к добру, неприятие зла, желание совершать героические поступки ради своей Родины — главный ожидаемый результат, ради которого мы решили познакомить детей с личностью великого князя, его жизнью и деятельностью.
В работе с педагогами мы обращали внимание, что надо делать акценты на мужестве и духовно-нравственных качествах Александра Невского. Чтобы заинтересовать детей, нужно самим быть хорошо знакомым с личностью князя, поэтому мы провели цикл ознакомительных бесед с педагогами, в которых говорили о святом, предлагали мамам и папам литературу, кино- и видеофильмы для совместного просмотра с детьми.
Поэтому, начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, мы имели хорошую подготовку и поддержку в лице взрослых — коллег и родителей.
«Не в силе Бог, а в правде»
Была выбрана тема проекта — «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский».
Вид проекта: информационно-познавательный.
Участниками проекта стали воспитанники старшей группы, педагоги, родители (законные представители).
Цель проекта: знакомство детей с жизнью великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— формировать чувство гордости по отношению к верному сыну Отечества — великому русскому полководцу Александру Невскому;
— вызвать интерес к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа;
— обогащать представления об историческом прошлом, связанном с духовной жизнью наших предков, о традициях и обычаях;
— воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личности;
— создать воспитательную среду, способствующую духовному развитию дошкольников, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
— помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность воспитания у детей чувства патриотизма, любви к Родине, интереса к истории своей страны.
Знакомство с великим полководцем
Были выделены следующие этапы проекта.
Цель первого этапа — духовно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о жизни и подвигах Александра Невского.
На втором этапе мы определились с темой, целями и задачами, содержанием проекта, спрогнозировали результат. Была изучена методическая литература; подобраны художественные произведения; иллюстрации, альбомы, презентации, видеофильмы; настольно-печатные, дидактические, подвижные игры; подготовлен материал для художественного творчества. Также состоялось обсуждение проекта с родителями, были выяснены возможности и средства, необходимые для его реализации.
Третий этап — реализация проекта по всем образовательным областям.
Для достижения задач образовательной области «Речевое развитие» мы использовали различные формы работы: беседы, чтение художественной литературы, разучивание пословиц; были проведены занятия, которые помогли сформировать у детей патриотическое отношение к Родине, интерес к ее историческому прошлому и настоящему.
Для решения задач познавательного развития были просмотрены презентации, мультфильмы, состоялись мероприятия, на которых воспитанники познакомились с детством и подвигом Александра Невского во имя Руси. После проведенных познавательных занятий дети с удовольствием воплощали полученные знания в образовательной деятельности.
Физическое развитие актуально при реализации данного проекта, так как все богатыри сильные, смелые, мужественные, и формировать эти качества в дошкольниках помогали физкультурные занятия, подвижные игры.
Изучать историю страны
Никакая работа не обходится без взаимодействия с родителями. Они стали активными участниками проекта: откликались на все наши просьбы, с удовольствием участвовали в жизни группы, дома рассматривали с детьми иллюстрации, формировали у них энциклопедические знания. Большую помощь мамы и папы оказали в изготовлении костюмов и атрибутов к сюжетно-ролевым играм. С помощью родителей были сшиты кольчуги, изготовлены шлемы, доспехи. Обогатился словарный запас детей по данной теме. Мы же в свою очередь размещали необходимую информацию в виде советов родителям, памяток, провели консультацию.
Итоговым мероприятием стало развлечение «Кто с мечом к нам придет…». В его ходе дети пели, играли, соревновались, смотрели презентацию.
Мы убеждены, что знать историю своей страны важно для каждого из нас. Работая над проектом, мы, педагоги, тоже узнали много интересных фактов. Нам и подрастающему поколению не надо забывать слова великого русского художника Виктора Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
ПОДЕЛИТЬСЯ: