Как воспитать патриота
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своим дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, считает Люция СМИРНОВА, воспитатель Сявского детского сада «Колокольчик» Шахуньи.
От малого к большому
Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Ведь необходимо помнить, что от того, как ребенок воспринимает окружающий его в детстве мир, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем — успехи во взрослой жизни.
Изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала следующий принцип: семья и родители — союзники детского сада. Для включения семьи в совместную деятельность я систематически проводила консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей; родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных; привлекала родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш поселок», «Наши земляки — герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала к праздникам.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:
— развивать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране;
— формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о ее столице;
— воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
— учить бережно относиться к природе, ко всему живому;
— формировать уважение и интерес к культурному прошлому России, знакомить с русскими народными традициями и промыслами.
Познавая мир
В соответствии с задачами я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой поселок», «Моя семья», «Страна, ее столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», — используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности, интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Работа по темам включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я приурочила к конкретным событиям и праздникам, например, в августе (перед празднованием Дня поселка) — знакомство с родным поселком, в котором мы живем, в феврале (перед Днем защитника Отечества) — развлечение «Будущие защитники», перед Днем защиты детей — спортивный праздник.
Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываю доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки — все это формирует отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) — к более сложному (поселок, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама — лучше всех», «Мой папа — солдат» позволяют детям прикоснуться к истории собственной семьи, вызывают сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают развивать у дошкольников умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку думать обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место.
Малая и большая Родина
Воспитывая у детей любовь к родному поселку, подвожу их к пониманию того, что он имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.
Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва — столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить ребят со столицей нашей родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Рассказывая дошкольникам о государственных символах нашей страны, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну. Дидактические игры «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, родному поселку, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях. Рассказываю о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина — защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где ребята играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов и воинов-десантников, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям.
Понимать окружающий мир
Любовь к природе — одно из проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников при чтении поэтических произведений. Во время прогулок, экскурсий показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, что воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе.
Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской березки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле березка стояла», конкурс поделок «Осенняя мастерская».
Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа. Активно ввожу в речь дошкольников потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Даю воспитанникам возможность узнать об истории народа, укладе его жизни и народной мудрости: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую березку, цветущую калину, цветы лазоревые... Большой интерес у малышей вызывают и русские народные игры.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеют своими источниками красоту», — эти слова В.А. Сухомлинского точно отражают задачу воспитателя и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
ПОДЕЛИТЬСЯ: