Как воспитать патриота

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своим дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, считает Люция СМИРНОВА, воспитатель Сявского детского сада «Колокольчик» Шахуньи.

 

 

От малого к большому

Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Ведь необходимо помнить, что от того, как ребенок воспринимает окружающий его в детстве мир, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем — успехи во взрослой жизни.

Изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала следующий принцип: семья и родители — союзники детского сада. Для включения семьи в совместную деятельность я систематически проводила консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей; родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных; привлекала родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш поселок», «Наши землякигерои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала к праздникам.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

— развивать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране;

— формировать представление о России как о родной стране, о Москве  как о ее столице;

— воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

— учить бережно относиться к природе, ко всему живому;

— формировать уважение и интерес к культурному прошлому России, знакомить с русскими народными традициями и промыслами.

Познавая мир

В соответствии с задачами я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой поселок», «Моя семья», «Страна, ее столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», — используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности, интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Работа по темам включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я приурочила к конкретным событиям и праздникам, например, в августе (перед празднованием Дня поселка) — знакомство с родным поселком, в котором мы живем, в феврале (перед Днем защитника Отечества) — развлечение «Будущие защитники», перед Днем защиты детей — спортивный праздник.

Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываю доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки — все это формирует отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) — к более сложному (поселок, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама — лучше всех», «Мой папа — солдат» позволяют детям прикоснуться к истории собственной семьи, вызывают сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают развивать у дошкольников умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку думать обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место.

Малая и большая Родина

Воспитывая у детей любовь к родному поселку, подвожу их к пониманию того, что он имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.

Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москвастолица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить ребят со столицей нашей родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Рассказывая дошкольникам о государственных символах нашей страны, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну. Дидактические игры «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, родному поселку, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях. Рассказываю о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина — защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где ребята играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов и воинов-десантников, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям.

Понимать окружающий мир

Любовь к природе — одно из проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников при чтении поэтических произведений. Во время прогулок, экскурсий показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, что воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе.

Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской березки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле березка стояла», конкурс поделок «Осенняя мастерская».

Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа. Активно ввожу в речь дошкольников потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Даю воспитанникам возможность узнать об истории народа, укладе его жизни и народной мудрости: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую березку, цветущую калину, цветы лазоревые... Большой интерес у малышей вызывают и русские народные игры.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеют своими источниками красоту», — эти слова В.А. Сухомлинского точно отражают задачу воспитателя и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 

Школа № 7, август 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN