Как ребенку привыкнуть к садику?

Проблема адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как ребенок привыкает к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье, напоминает Анна РЯБИНИНА, воспитатель детского сада № 272 Московского района Нижнего Новгорода.

Сложный период

Детям раннего возраста непросто начинать посещать детский сад. Начинаются волнения и тревоги у родителей: как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он адаптируется к новой среде? Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

И они вполне обоснованы, поскольку неизвестно, как изменение социальной среды скажется на психическом и физическом здоровье детей. Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольной организации, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (что можно, что нельзя), напряженное состояние.

Это обусловлено тем, что в корне меняются не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым социальным условиям, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приводит к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно месяц);

подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится от трех до пяти месяцев);

фаза компенсации: ускоряется темп развития.

Вместе мы сможем многое!

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, если использовать комплексный подход к решению проблем и уделять особое внимание условиям взаимодействия педагога и воспитанника. Дошкольник должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы взрослого по отношению к каждому малышу.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно играми. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия воспитанников к воспитателю. Кроме того, игры обучают согласованности и координации движений.

Педагог подбирает разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой и с песком, пальчиковые, дидактические, игры-забавы. Они выбираются с учетом игровых интересов детей. Главной фигурой и центром внимания для дошкольников всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью.

На языке образов

Для успешной адаптации к ДОО также используется «музыкальная терапия». Музыка позволяет быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых ситуаций. Прослушивание музыки помогает развивать у малыша фантазию, создает в его сознании особую атмосферу, когда он сам формирует образы, которые вызывает мелодия. Подбор музыкальных произведений зависит от предпочтений ребенка в условиях, привычных для него дома.

Для вхождения воспитанника в новый коллектив педагог использует сказку. Она позволяет малышу почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает выход из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку своих возможностей и помогает поверить в себя.

Ребенок постоянно живет в мире огромного множества ярких образов. Он не только легко воспринимает и тонко чувствует их. Для воспитателя важно говорить с воспитанником на одном языке. И чтобы понять малыша, педагог предлагает родителям читать дома сказки, которые читали в садике. В результате дети начинают доверять воспитателю и сверстникам, что способствует благотворной адаптации к ДОО.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

 

Школа № 7, август 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN