Семья - главное, что есть у каждого из нас
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования декларируется необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития, напоминают воспитатели детского сада № 20 «Земляничка» Кстова Светлана САМОЙЛЕНКО и Галина ГЕНЕРАЛОВА.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
М. Лангер
Семейные ценности
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой также ставятся задачи формирования на всех этапах дошкольного детства представлений о семье, чувства принадлежности к своей семье, любви и уважения к родителям, а также посильного участия детей в семейных делах.
Уважительное отношение и чувство принадлежности к семье формируются у детей среднего дошкольного возраста в нашей группе комплексно через все образовательные области. Мы используем разнообразные формы работы с воспитанниками. Изначально необходимо было выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. В этом нам помог прием «Интервью с ребенком». В индивидуальных беседах детям задавался ряд вопросов, благодаря ответам на которые мы делали выводы о первоначальном уровне развития у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Одной из важных форм работы с воспитанниками в нашей группе была непосредственная образовательная деятельность, целями которой являлись формирование познавательного интереса к своей семье, ее традициям, воспитание чувства любви и привязанности к родным, желания заботиться о близких, развитие чувства гордости за семью, а также помощь детям в осознании себя как частицы, причастной к истории и жизни своей семьи. Нами были разработаны и проведены занятия: «Что такое семья», «Я и моя семья», «Дружно мы живем», «Мой дом — моя семья».
Так, на занятии «Мой дом — моя семья» малыши убеждали куклу Нину, что одной жить плохо и грустно, что в жизни человека главное — это семья. Затем дошкольники помогли Нине отгадать загадки о членах семьи. Ребята рассказали кукле, что такое семья и зачем она нужна человеку. Дети показали Нине веселую «Семейную зарядку»; поиграли с куклой в игру «Найди мамины и папины предметы», благодаря которой Нина узнала, какие обязанности есть у членов семьи. В итоге воспитанники помогли кукле заселить ее дом близкими людьми, с которыми она хотела бы жить.
Большую воспитательную ценность в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье имеет художественная литература. Мы читали детям перед дневным сном и вечером сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь», «Снегурочка».
Знания о семье, полученные в ходе бесед, непосредственной образовательной деятельности, чтения художественной литературы, ребята воплощали в сюжетно-ролевых играх. Они охотно играли в такие игры семейной тематики, как «Дружная семья», «Мамин день рождения», «Уборка в доме», «Приезд бабушки», «Семья на даче», «Наши выходные», «Ужин в кругу семьи», «Отдыхаем всей семьей», «Подарки для близких» и другие. В ходе игр мы закрепляли представления детей о семье, обязанностях членов семьи, особенностях семейной жизни, взаимодействии поколений, совместном досуге, воспитывали любовь и чувство привязанности к близким людям и дому. Исходя из своего опыта, можем сказать, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством формирования представлений о семье, уважительного отношения и чувства любви к своей семье у воспитанников средней группы.
Родители — наши помощники
Одним из условий успешного целенаправленного формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к семье является сотрудничество воспитателя и родителей. Поэтому организация взаимодействия с родителями воспитанников началась со знакомства с их семейными традициями. Мы вовлекли родителей в совместную деятельность по оформлению газеты «Семейные традиции».
Малыши с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали о своих семейных традициях: это семейные праздники, прогулки в выходные дни, совместный труд, общий отдых на даче, на море, яблочный пирог по воскресеньям, ритуал семейного чтения перед сном, походы на лодках, поездки на квадроциклах; есть у нас и такие семьи, которые продолжают или создают семейные коллекции, например, коллекции монет, часов, марок.
Семейные традиции имеют огромное значение как для взрослого, так и для ребенка — с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми.
Придумай герб семьи
Интересной оказалась совместная творческая деятельность родителей и детей по придумыванию и изготовлению герба своей семьи, целями которой являлись формирование духовного единства семьи через создание семейного герба, воспитание чувства уважения и любви к родным и близким, обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности. Каждая семья подошла к созданию собственного герба творчески, все гербы отличались самобытностью, стилем, содержанием. Рассказывая о гербе, каждый ребенок понимал значение символов и чем они важны для семьи. В итоге значительно расширился кругозор детей, они узнали много нового и интересного о своей семье и семьях товарищей.
Родители воспитанников нашей группы приняли активное участие в акции «Расскажем о своей семье в книжке-малышке». Во время бесед при рассматривании книжки мы стремились вызвать у малышей положительные эмоции, развить умение выражать свои чувства (радость, нежность), воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Ребенок начинает осознавать себя, что он часть семьи, и это способствует воспитанию у него чувства привязанности к дому.
Каждый день наши воспитанники неоднократно просматривают книжки-малышки и с любовью и теплотой рассказывают о своей замечательной семье. При рассматривании таких книжек у детей появляется чувство эмоционального комфорта и спокойствия.
В заключение сделаем вывод: несомненен нравственный результат такой совместной работы детского сада и родителей — создается реальная возможность ввести дошкольников в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.
ПОДЕЛИТЬСЯ: