Царица наук математика
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, и от эффективности математического развития детей в дошкольном возрасте зависит успешность их обучения математике в начальной школе, считают воспитатели Починковского детского сада № 1 Ирина ЛОЕВА и Людмила РУЗАВИНА.
Обучать логике с ранних лет
В современном мире успех человека часто зависит от его способности логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Учитель математики должен не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков, необходимо уже в дошкольный период учить ребенка понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, строить простейшие умозаключения.
В настоящее время большинство детей не умеют правильно рассуждать. Когда они спорят, то не могут правильно объяснить свою точку зрения. И в этом ошибка взрослых: родителей, воспитателей, педагогов и всех, кто окружает ребенка. Когда он задает один вопрос за другим, мы, взрослые, часто отталкиваем его словами «некогда», «потом», «подумай сам» вместо того, чтобы дать четкий, лаконичный и исчерпывающий ответ. А когда дети подрастают и идут в школу, взрослые сокрушаются, что ребенок мало знает и не умеет рассуждать.
Развитие математических способностей в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании личности. Под математическими способностями надо понимать не просто умение считать, необходимы также: гибкость мышления — умение находить разные способы решения; глубина мышления — умение видеть взаимосвязи различных фактов и явлений; целенаправленность мышления — умение охватить проблему целиком; логическая строгость и алгоритмическое мышление.
Формированию у ребенка математических представлений способствуют разнообразные дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления и творческих способностей, направленные умственное развитие дошкольника в целом.
Интересно и увлекательно
Одна из наиболее важных задач педагогов и родителей — развить у ребенка интерес к математике, приобщить их к этому предмету в игровой и занимательной форме, что поможет в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Воспитатели нашего детского сада стараются проводить все занятия с применением новых программ и технологий, в частности детского интерактивного стола. Данное оборудование делает обучение разнообразным, креативным, интересным и красочным.
Программы подсказывают воспитанникам, верное или неверное решение они приняли. При правильном решении поставленной задачи ребенок слышит веселую музыку либо видит печальное лицо, если задача решена неверно. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на нее. У них отмечается положительное отношение к познанию.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений с помощью технического устройства (девайса) малыши осваивают счет, учатся писать цифры. Если ребенок выполнил задание правильно, цвет виртуальных чернил — зеленый, если же нет — красный. Дети сами видят свои ошибки, исправляют их. Занятия с использованием девайсов не только формируют математические представления, но и развивают произвольную моторику пальцев рук, готовят воспитанников к овладению письмом, развивают координационную деятельность зрительного и моторного аппарата детского организма.
На занятиях ребята не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. И даже если вариант неверен, он обсуждается и исправляется. Такой подход раскрепощает дошкольников и снимает у них страх перед ошибкой. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Развитие в игре
Для успешного постижения математики ребенок не должен как можно раньше научиться считать до 100 или делить в столбик, он лишь должен усвоить основные математические идеи и понятия. В игре это происходит особенно легко.
В процессе познания внешнего мира дети постоянно опираются на свои познавательные способности, обращают внимание на такие характеристики, как форма, размер, пространственное расположение, количество окружающих предметов. Иными словами, воспринимают мир «математическими глазами».
Родители воспитанников занимаются с ними математикой вне детского сада. Например, по дороге в магазин они обращают внимание ребенка на высокое дерево и куст пониже; в супермаркете вместе замечают, что на одной полке много конфет, а на другой мало; шагая по тротуару домой, видят с детьми, что машина едет быстрее, чем идут люди, а поднимаясь в квартиру, считают количество ступенек; дома на кухне малыши помогают расставить тарелки, ложки и чашки для всех членов семьи и т. д.
Сегодня у дошкольников много игрушек с математическим уклоном: конструкторы, такие как Lego, магнитные или на липучках, деревянные кубики и т. д. Логико-математические игры помогают родителям и педагогам заинтересовать детей играми типа «Танграм» и «Колумбово яйцо». Играя в них, ребята конструируют из различных геометрических форм заданные фигуры. Есть и другие развивающие игры: «Геоконт», «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера», кубик и змейка Рубика, металлические и деревянные объемные головоломки, пазлы. Они учат систематизировать и анализировать, тренируют способность решать задачу многогранно.
Педагоги и родители совместно создают необходимые условия для математической деятельности детей в ДОО и дома. У ребят появляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно со сверстниками или с членами своей семьи.
ПОДЕЛИТЬСЯ: