«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Ярким примером сотрудничества кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО с Дворцом детского творчества им. В.П. Чкалова в этом году стал X городской интерактивный интеллектуальный конкурс «Мой Нижний Новгород» среди учащихся 1–6-х классов. В 2021/2022 учебном году конкурс, естественно, был посвящен 800-летию нашего города, рассказывает Эдуард ИТКИН, старший преподаватель кафедры, член жюри.

 

 

Конкурс юных фотографов и краеведов

Совместно с сотрудниками ДДТ им. В.П. Чкалова: заместителем директора Натальей Евдокимовой и педагогом-организатором Анной Тамбовцевой — кафедра приняла активное участие в разработке положения о конкурсе, его тематики, формулировании конкурсных заданий, определении критериев оценки детских работ и их экспертизе.

Тема конкурса «Мой Нижний Новгород — 2021» — «800 лет Нижнему Новгороду». Цель конкурса — создание условий для патриотического воспитания учащихся через изучение истории и культуры Нижнего Новгорода.

Задачи конкурса:

формирование уважения к культуре, традициям и истории нашего города, чувства гордости за исторические и  современные достижения его граждан;

активизация интереса к изучению нижегородского краеведения;

углубление знаний учащихся о нижегородской истории;

формирование познавательных и творческих способностей учащихся;

развитие инновационных методов и технологий взаимодействия, социального партнерства образовательных организаций с семьями учащихся в популяризации идей патриотизма;

выявление, обобщение, распространение и поощрение результативного опыта работы образовательных организаций в направлении патриотического воспитания.

Участники конкурса делились на три возрастные группы: 1—2-е классы — младшая возрастная группа, 3—4-е классы — средняя возрастная группа, 5—6-е классы — старшая возрастная группа.

По условиям конкурса каждый участник должен был:

представить свою фотографию на фоне памятного (исторического) места Нижнего Новгорода;

написать сочинение на тему фотографии. В сочинении необходимо было описать объект, изображенный на фотографии, отношение конкурсанта к нему и значение, которое данный объект имеет в истории города или в жизни конкурсанта и его семьи;

ответить на вопросы краеведческой викторины.

Конкурс проводился в два этапа:

1-й этап — сентябрь — октябрь — сбор материала, изучение тематики конкурсных работ;

2-й этап — октябрь — ноябрь — заочный конкурсный.

В декабре подводятся итоги конкурса.

Всего в конкурсе «Мой Нижний Новгород — 2021» приняли участие 534 ученика: 205 из 5—6-х классов, 188 из 3—4-х классов и 141 из 1—2-х классов. С учетом того что за каждыми из конкурсантов стояли руководитель — как правило, учитель — и родители, можно предположить, что, по самым скромным подсчетам, в конкурсе участвовали около 1,5 тысячи юных и взрослых нижегородцев.

И оживает минувшее вновь

Для участия в конкурсе школьникам предлагались пять номинаций.

В номинации «Родимый город!.. Как мне всё знакомо…» участникам предлагалось выбрать из известных персоналий или событий нижегородской истории имя или событие, с которым связана юбилейная дата, кратная 5, определить объект для фотографирования и сфотографироваться на его фоне, описать этот объект и свое отношение к нему в сочинении.

Наибольшее количество работ, представленных на конкурс, было посвящено: святым благоверным князьям Александру Невскому и основателю Нижнего Новгорода Юрию Всеволодовичу, Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, литературному критику Н.А. Добролюбову, писателю Максиму Горькому, летчику В.П. Чкалову, реставратору Нижегородского кремля С.Л. Агафонову, горьковчанам — доблестным труженикам тыла, создателю судов на подводных крыльях Р.Е. Алексееву, организатору работ по созданию ядерных реакторов И.И. Африкантову, народному артисту СССР Е.А. Евстигнееву. Всего в данной номинации на конкурс были представлены 254 работы.

Номинация «Старый дом-нижегородец» предлагала выбор, связанный с историей любого здания Нижнего Новгорода, дата строительства которого приходится на годы, оканчивающиеся на цифры 1 и 6. Требовалось сфотографироваться на фоне этого здания и описать его историю в сочинении. Наибольший интерес у конкурсантов вызвали: Александро-Невский кафедральный собор на ярмарке, Михайло-Архангельский собор в кремле, Дом военного губернатора и Дом Советов в кремле, ДК Свердлова на улице Большой Покровской, главный дом усадьбы Д.В. Сироткина на Верхне-Волжской набережной, НГТУ им. Р.Е. Алексеева на улице Минина, ДДТ им. Чкалова на улице Пискунова, театр драмы на улице Большой Покровской, Русский музей фотографии на улице Пискунова, Волжско-Камский банк на улице Рождественской, ДК завода «Красное Сормово», ДК им. Серго Орджоникидзе, гостиница «Волна» на проспекте Ленина, ДК ГАЗ.

Кроме того, увлеченные необычной архитектурой XVII века, конкурсанты фотографировались на фоне старинных зданий: палат Пушниковых (улица Гоголя), палат Олисова (переулок Крутой), домика Петра I (улица Почаинская).

Помимо этого, на многих детей большое впечатление произвели здания, по времени своего строительства не имеющие отношения к конкурсу. Однако некоторые присланные работы оказались настолько интересными, что жюри оценило и их. Такие объекты, как: домик Каширина (Почтовый съезд), главный ярмарочный дом (улица Совнаркомовская), Государственный банк (улица Большая Покровская), доходный дом Рукавишникова (НижнеВолжская набережная), главный дом усадьбы Рукавишникова (Верхне-Волжская набережная) — получили высокие оценки, хотя жюри снимало баллы за несоответствие данных работ положению о конкурсе. Всего участниками номинации «Старый дом-нижегородец» стали 84 человека.

«На Волге широкой...»

Значительный интерес у конкурсантов вызвала номинация «Спасибо, Родина, за песни». Учащиеся, отдавшие предпочтение этой теме, должны были выбрать любую понравившуюся им песню или стихотворение о Нижнем Новгороде, подумать, с каким объектом города они могут быть связаны, и сфотографироваться на этом месте. В сочинении надо было описать историю создания стихов или песни, свои впечатления от данного произведения, объяснить выбор места для фотографирования. Бесспорным приоритетом у любителей музыки и стихов пользовались песни Б. Мокроусова на стихи Е. Долматовского «Сормовская лирическая» и «Нижегородская лирическая» А. Морозова на стихи Ю. Паркаева. Также большой отклик получили стихи о Нижнем Новгороде Ю. Адрианова, В. Шамшурина, В. Половинкина, Б. Корнилова, Н. Агаповой, А. Юданова, Г. Лагуновой и других известных и малоизвестных нижегородских поэтов. Работы по данной тематике прислал 51 человек.

Нижний Новгород — один из красивейших городов России, что с давних пор отмечалось многими нижегородцами и его гостями. Это обстоятельство было учтено при выборе номинации «Этот царственно поставленный город». 69 участников конкурса фотографировались на фоне живописных ландшафтных объектов и в сочинении описывали свое отношение к этим участкам природы. На фотографиях больше всех запечатлены Стрелка, Нижегородский откос, виды на Оку из парка «Швейцария», укромные уголки старого Нижнего Новгорода.

Наш город с момента основания имеет постоянную тенденцию к расширению своих границ за счет присоединения соседних территорий и пригородных деревень. Эта особенность была учтена при включении в конкурс номинации «Вот моя деревня, вот мой дом родной» о бывших и нынешних деревнях, входящих в Нижний Новгород. Тема оказалась востребованной среди детей, многие из которых или сами живут в деревнях, входящих в городскую черту, или в них живут их родственники. Интересные работы были присланы о Печерской слободе, селах Ближнем Константинове, Гордеевке, Карповке, Высокове, Копосове, Гнилицах, деревнях Дубенках, Мордвинцеве, Подновье, Кузнечихе, Лапшихе, Бурнаковке, Княжихе, Варе, Баевке, Починках, Монастырке, Стригине, Молитовке, Борзовке, поселках Парковом, Зеленом городе. Особенно ценным в данной номинации было то, что ребята  в поисках информации не только изучали краеведческую литературу и путешествовали по просторам интернета, но также пользовались устными источниками, беседуя с родителями, бабушками и дедушками. Номинантами здесь стали 74 учащихся.

Ждем итогов конкурса

Наиболее активное участие в конкурсе приняли учащиеся школ: № 5, 12 с УИОП им. Е.П. Шнитникова, 15, 21, 29, 32, 33, 35, 36, 37, 43, 44 с УИОП, 48, 51, 54, 55, 60, 66 им. Ю.А. Гагарина, 69, 73, 74 с УИОП, 77, 79 им. Н.А. Зайцева, 81, 84, 93, 94, 97, 99, 102, 115, 118 с УИОП, 120, 121, 125, 126, 130, 138, 140, 146, 149, 151 с УИОП, 154, 170, 172, 177, 178, 181, 182, 183 с УИОП им. Р. Алексеева, 190; лицеев: № 36, 82, 87 им. Л.И. Но-виковой, 165 им. 65-летия «ГАЗ», 180; гимназий: № 1, 13, 25 им. А.С. Пушкина, 50, 53, 67, 136, 184; частной школы им. С.В. Михалкова; православной гимназии во имя святых Кирилла и Мефодия; санаторной школы-интерната № 5; МБОУ ДДТ им. В.П. Чкалова, МБУ ДО «Центр детского творчества Канавинского района» и ДПК «Бригантина», МБОУ ДО «Центр внешкольной работы “Золотой ключик”» Советского района.

 

Школа № 11, декабрь 2021

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN