Проект на языке комиксов
Наши дети — наши открытия! Успех творческого проекта зависит от степени увлеченности учащихся. Особый разговор, когда ученик увлекает педагога и посвящает в свой мир — мир комикса, замечает Светлана КРАПИВИНА, учитель изобразительного искусства школы № 128 Нижнего Новгорода.
Уча, учимся
Большое количество малых и больших проектов про свой город, про свой район — полноценный багаж учительского творческого труда. Юбилей Нижнего Новгорода еще раз подтолкнул проявить инициативу, найти новые грани взаимодействия с учащимися в процессе создания проектов к памятной дате. Однако хочется сказать о том, как не сделать роль ученика формальной. Отклик в юных сердцах получить намного труднее, чем шаг за шагом курировать ход исследовательской работы. Теперь впору использовать педагогическую интуицию и отыскивать одного за другим ребят с творческим самобытным взглядом на мир, как алмаз, требующий огранки. А если нашел, стоит доверять ему и сотрудничать с ним.
В моей практике встречаются ученики, приоткрывающие для меня область своего созидательного творчества, которое дорого для них, потому что они занимались им целенаправленно. Меня поражали в достижениях детей то практические приемы по средневековой исторической реконструкции, то альбом зарисовок деревянной храмовой архитектуры, то вполне применимые на практике ландшафтные проекты реконструкции городского парка или создания сквера памяти. А в юбилейном году мою коллекцию учительских открытий пополнил проект с комиксами.
Разговор на визуальном языке популярен у молодежи. Подростки не всегда воспринимают наш вариант подачи информации, так как у них давно имеется свой язык зрительных образов. Как учитель изобразительного искусства, с изображением, похожим на язык комикса, я соприкасаюсь на уроке в 8-м классе в процессе выполнения учащимися кадроплана к их будущему мини-фильму (из курса по программе Б. Неменского). Был момент истины, когда мне удалось увидеть талант комиксиста в своем ученике. Такая способность совмещает в себе целую россыпь талантов: это и создатель комикса, и литератор, и портретист, и пейзажист, и знаток человеческих душ. А еще он знаток истории создания комикса как жанра и владелец библиотеки комиксов. Встреча с интересным человеком, автором книги комиксов, учеником и знатоком продолжилась в новом качестве как раз в 9-м классе в прошлом учебном году. И речь шла о подарке родному городу к его 800-летнему юбилею. Таким подарком стал проект открыток-комиксов под названием «Гость Нижнего», созданный для защиты на конкурсе дизайн-проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний».
Рассказ о городе в картинках
В ходе выполнения проекта девятиклассник Николай Пономарев создал своего рода новый жанр комикса — набор открыток-путеводителей. Адресовал старшеклассник свой путеводитель тем, кто впервые в Нижнем Новгороде, молодым ребятам из других городов. В комиксе предлагается взгляд на город с юношеской точки зрения. Здесь представлен Нижний как место для будущей учебы, жизни и общения в молодежной среде. Проект в законченном варианте предполагает продолжение и включает в себя шесть основных открыток размером А5 с повествованием, выполненных в графическом редакторе для печати и полностью готовых для тиражирования. Такой вариант помогла осуществить ученица 11-го класса Лада Лезова — школьный мастер графического дизайна. Ладе удалось максимально сохранить индивидуальность авторских комиксов. Творчески подойдя к делу, она вместо раскрашивания дополнила его фотографиями соответствующих сюжету открытки мест.
Рисованный вариант комиксов намного полнее и включает в себя путешествие по старому Нижнему от имени девочки, которая живет в городе и любит его. Комикс подкупает особым видением города, его образа. Есть в нем и элемент рекламы, коммуникации, удобной и доступной в просветительских целях. Идея с открытками получила высокую оценку после защиты проекта на городском конкурсе «Дизайн. Перспективы. Нижний» в номинации «Графический дизайн». Открытки были представлены в цветном печатном варианте, а на обратной стороне каждой открытки была путевая информация для заочной экскурсии.
Что же выбрал девятиклассник для гостей города? Сам Коля сказал: «Мой выбор пал на мой родной город для повествования в своих комиксах не потому, что работа перекликается с юбилеем города. Я просто люблю этот город за многие достоинства и за недостатки, как любят человека таким, какой он есть». Вот так шестнадцатилетний подросток выразил свои мысли. А еще автор, представляя свой проект, поделился принципом работы: «Все начинается с идеи. Создание набросков персонажей и их характеров, наброски сюжета и наброски мест действия, также проработка мира, который ты создаешь, и проработка законов, по которым и существуют твои персонажи».
Среди мест, которые главная героиня рекомендует посетить гостю Нижнего, есть Чкаловская лестница и площадь у Московского вокзала, метро. Много труда посвящено видам набережных Оки и Волги с речным вокзалом. Я порадовалась тому, насколько дороги мальчику с Автозавода речные просторы и Большая Покровка с ее особым колоритом.
Настоящее и планы на будущее
Как педагог-куратор могу сказать, что не только направляла и советовала, но и многому научилась у своего ученика. Сотрудничество продолжается и в этом году, уже в рамках предмета «Индивидуальный проект». Коля приступил к созданию обучающего и просветительского проекта с комиксами про жизнь нижегородских студентов, еще задумал школу комиксов для ребят помладше. Проект «Гость Нижнего» тоже занял достойное место в его творчестве и получил престижное второе место на конкурсе в ННГАСУ.
Мое первоначально скептическое отношение к комиксу значительно изменилось. Я поверила в его пользу и новые возможности этого жанра. С удовольствием посетила выставку в здании Нижегородской ярмарки «Жизнь Александра Невского в комиксах», увидела там новый цифровой формат подачи графического изображения с интерактивными элементами. Уже вынашиваю планы по созданию проекта к 90-летию Автозаводского района, и без комиксов Николая Пономарева он не обойдется!
Коллегам советую развиваться и расти вместе с детьми. Учить, воспитывая, и воспитывать в творческом сотрудничестве — это моя основная задача.
ПОДЕЛИТЬСЯ: