«Актуальные вопросы финансового просвещения школьников»
Маленьким композитом в рамках большого педагогического форума явилась проблемно-тематическая дискуссия, целевой группой которой были специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ИДЦ, курирующие вопросы формирования финансовой грамотности, учителя-предметники.
В приветственном слове модератор Андрей Тужилкин актуализировал заявленное тематическое направление, поскольку задачи повышения финансовой грамотности населения России обсуждаются и активно решаются на самом высоком государственном уровне. Одной из таких задач определена необходимость формирования финансовой грамотности у детей и молодежи, включающего комплексное внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс школы в рамках учебной, внеурочной и воспитательной работы, становление моделей грамотного и обоснованного финансового поведения ученика, использование для достижения этой цели современных образовательных технологий, цифровой образовательной среды, социального окружения.
Далее Вера Бармина, кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист регионального центра финансовой грамотности в сфере образования НИРО, в своем выступлении «Актуализация финансового просвещения школьников при переходе на обновленные ФГОС НОО и ООО» подробно представила видение изучения вопросов финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Например, владение элементами финансовой грамотности присутствует среди предметных результатов по математике, географии, обществознанию, окружающему миру, а следовательно, будет реализовано через содержательные и методические компоненты образовательного процесса.
Это может быть отдельный курс, дисциплина (модуль) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в рамках основной образовательной программы (ООП) основного общего и/или среднего общего образования; также в рамках ООП, но в виде курса внеурочной деятельности или в формате интеграции вопросов финансовой грамотности с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, правом, ОБЖ; в рамках программы дополнительного образования и/или системы внеурочных/внеклассных мероприятий.
Причем эффективная реализация любого формата такой деятельности потребует от педагогов решения вопроса о соответствующем учебно-методическом и информационном обеспечении. К таким материалам относятся учебные и учебно-методические пособия, дидактические и контрольно-измерительные материалы, цифровые и электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, литература и т. д.
За последние годы в рамках государственных программ и различных проектов по формированию финансовой грамотности разработан обширный перечень учебных, методических, информационных материалов соответствующей тематики. Помочь разобраться в этих материалах, оценить их достоинства, а главное — понять, какие из них позволят реализовать выбранную конкретной образовательной организацией стратегию формирования финансовой грамотности, были призваны приглашенные спикеры, среди которых Татьяна Смирнова, начальник отдела финансовой грамотности Волго-Вятского ГУ Банка России, с выступлением «Проекты Банка России по повышению уровня финансовой грамотности населения» и Елена Опарина, начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления ФНС России по Нижегородской области, с выступлением «Формирование позиции сознательного налогоплательщика как составляющая часть финансового просвещения школьников».
Анна Руденко, кандидат социологических наук, декан факультета «Высшая школа государственного управления» Центра регионального развития и дополнительного образования Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС, и Иван Симонов, главный специалист регионального центра финансовой грамотности в сфере образования НИРО, рассмотрели вопросы, связанные с организационно-методическим сопровождением деятельности учителей по финансовому просвещению школьников.
В результате в ходе дискуссии было определено место финансового просвещения в системе общего образования, актуализированы вопросы финансового просвещения в условиях введения обновленных ФГОС НОО и ООО и обозначены основные направления формирования финансовой грамотности обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности на ближайшую перспективу, представлены актуальная информация и афиша образовательных мероприятий по организации онлайн-уроков, онлайн-игр, конкурсов и т. д. для всех участников образовательного процесса.
Андрей ТУЖИЛКИН,
кандидат педагогических наук, доцент,
руководитель регионального центра
финансовой грамотности
в сфере образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: