«Развитие естественнонаучной грамотности в Нижегородской области»

Успешная реализация ФГОС общего образования означает повышение функциональной грамотности российских школьников. Эта фраза стала ориентиром для обсуждения педагогами всех естественнонаучных предметных областей.

 

 

Функциональная грамотность — многокомпонентное понятие. Одна из ее составляющих — естественнонаучная грамотность, формирование которой осуществляется комплексно в рамках изучения предметов естественнонаучного цикла — химии, физики, биологии и географии.

Учителя химии — представители всех районов Нижегородской области — были делегированы на форум, осознавая важность представленной на нем информации. Обсуждались вопросы, непосредственно относящиеся к процессу обучения химии в школе и системе СПО.

Как построить учебный процесс согласно требованиям обновленных ФГОС ООО? Какие новые средства обучения — виды компетентностно-ориентированных заданий должны быть использованы при обучении химии? Как создать банк заданий, на каких образовательных платформах получить информацию по данным проблемам?

Особый интерес в интерактивной беседе между спикером Натальей Горбенко и представителями районов вызвали результаты сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся региона. Результаты нижегородских школьников по данному виду грамотности практически совпадают с общероссийскими по всем параметрам, но оставляют желать лучшего в сравнении с мировыми. Итог дискуссии — выработка конкретных мер по созданию каждым педагогом-предметником банка компетентностно-ориентированных заданий с использованием рекомендованных образовательных платформ и органичным включением этих заданий в процесс обучения химии на всех этапах урока.

При рассмотрении вопросов функциональной грамотности с учителями биологии в большей мере был сделан акцент на разработку заданий, позволяющих как сформировать, так и определить уровень сформированности такого важного компонента образования, как грамотность. О составлении подобных заданий состоялся разговор с педагогом школы № 4 Городца Тамарой Ореховой. Она привела конкретные примеры, как использовать имеющийся материал из бытовой сферы при создании заданий и какой характер они должны носить. В качестве примера был приведен разработанный блок заданий по теме «Сыр». Учителям были показаны возможности выбора и других тем, отмечены методические аспекты их представления обучающимся. Педагоги имели возможность увидеть и соответствие разного типа заданий уровням сформированности естественнонаучной грамотности.

Среди основных компонентов формирования функциональной грамотности, прямо связанной с предметной областью, назовем формирование естественнонаучной, читательской и математической грамотности. Все это представляется в комплексе и на основе межпредметных связей. Кафедрой естественнонаучного образования НИРО делается серьезный акцент на развитии данного направления, что объясняется изменением формата итоговой аттестации в 9-х и особенно в 11-х классах, а также соотнесенностью со Всероссийскими проверочными работами. Поэтому сотрудники кафедры ищут пути помощи педагогическому корпусу региона в данном направлении.

Для учителей биологии была проведена презентация учебно-методического пособия «Функциональная грамотность. Предмет “Биология”, раздел “Генетика”. Задания», автором-составителем которого является Елена Алексеева. В пособии имеется большое количество информационного материала, который представлен как в текстовой форме, в виде схем, таблиц, рисунков, так и разными по формату учебными заданиями. Целью создания пособия было не только определить уровень сформированности у учащихся метапредметных компетенций и видов грамотности, но и расширить информационное поле по предмету, повысить интерес и мотивацию к его освоению и усвоению.

Пособие ярко иллюстрировано, имеет большое количество интернет-ссылок для поиска дополнительной информации, множество авторских материалов для организации учебного процесса. Оно может быть использовано как в урочной деятельности при углубленном изучении предмета, так и во внеурочной.

Параллельно проходили секции по физике и географии, где спикерами были учителя-предметники. Преподаватели физики Лицея-интерната «Центр одаренных детей» Елена Середухина и Ольга Степанова поделились опытом своей работы в рассматриваемом направлении. Аспекты формирования функциональной грамотности в области географии представила учитель Авторской академической школы № 186 Нижнего Новгорода Ольга Гаврикова.

Только совместная, направленная, скоординированная работа всех учителей, не только предметников, но и в целом образовательных организаций, даст положительный результат в серьезном процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Елена АЛЕКСЕЕВА,

кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой

естественнонаучного образования НИРО,

Наталья ГОРБЕНКО,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры

 

Школа № 8, сентябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN