«Функциональная грамотность дошкольников: правовая, финансовая, естественнонаучная», «Цифровизация дошкольного образования: возможности и целесообразность»

Кафедра дошкольного образования Нижегородского института развития образования в рамках регионального форума подготовила и провела две секции.

 

 

 

Секцию «Функциональная грамотность дошкольников: правовая, финансовая, естественнонаучная» открыла заведующая кафедрой Алла Чеменева. Она акцентировала внимание целевой аудитории, представленной более 50 педагогами и руководителями системы дошкольного образования области, на основных направлениях деятельности педагога ДОО по формированию основ функциональной грамотности дошкольников. Состоялось погружение в тему с целью расширения видения деятельности педагога ДОО по формированию основ функциональной грамотности дошкольников.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретенные знания и навыки для решения широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Дошкольное детство — период максимального развития интересов и способностей ребенка, становления качеств, которые, безусловно, повлияют на успешность будущей профессиональной деятельности. Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования функциональной грамотности личности, которые развивают, совершенствуют на последующих этапах образования.

Эффективность данных процессов зависит от компетентности педагога, способности критического отбора технологий и методик по формированию у дошкольников финансовой и математической грамотности, речевой активности, естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности, социально-коммуникативной грамотности.

Дайджест инновационных площадок по основным направлениям формирования основ естественнонаучной грамотности дошкольников представила ведущий спикер секции Римма Белоусова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования НИРО. Вместе с ней в диалог по проблеме включились Василиса Филатова, воспитатель детского сада № 13 «Вишенка» Выксы, и Екатерина Халтурина, воспитатель детского сада № 4 Автозаводского района Нижнего Новгорода. Были анонсированы дополнительные общеразвивающие (общеобразовательные) программы естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста. Участники секции познакомились с методическим пособием «Организационно-методическое сопровождение деятельности детей дошкольного возраста на игровой метеорологической площадке детского сада», разработанным творческим коллективом под руководством Риммы Юрьевны.

Живой интерес у аудитории вызвала представленная на секции технология «Кидбург — город профессий», созданная коллективом детского сада № 62 Автозаводского района Нижнего Новгорода под научным руководством доцента кафедры, кандидата педагогических наук Татьяны Ревягиной. Технология направлена на обеспечение условий для формирования основ финансовой грамотности дошкольников в ДОО в процессе ранней профессиональной ориентации. Полилог вели Юлия Тишкина, старший преподаватель кафедры, и Мария Устимова, старший воспитатель данного детского сада. Презентация технологии сопровождалась интересными видеоматериалами. Педагоги активно включились в полилог, делились своими наработками в этой области, интересовались возможностью пройти стажировку в данной дошкольной образовательной организации.

Завершала работу секции Наталья Жарикова, старший воспитатель детского сада № 51 Канавинского района Нижнего Новгорода, поделившаяся практикой правового воспитания дошкольников из опыта работы инновационной площадки под руководством доцента кафедры, кандидата филологических наук Антонины Новоселовой. Было представлено подготовленное кафедрой пособие соответствующей тематики для совершенствования деятельности в данном направлении.

Участники высказали мнение о том, что правовой культуре дошкольников уделяется недостаточно внимания, и попросили сотрудников кафедры разработать и реализовать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций «Основы функциональной грамотности детей дошкольного возраста» с мастер-классами от авторов лучших практик.

В секции «Цифровизация дошкольного образования: возможности и целесообразность» приняли участие более 100 представителей практически всех районов области. В составе целевой аудитории были сотрудники органов, осуществляющих управление в сфере образования в муниципальных районах и городских округах, заведующие и заместители заведующих дошкольных образовательных организаций, старшие воспитатели. Ведущий спикер секции — Елена Чигиринова, старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИРО.

Она отметила, что главной особенностью современной ситуации в образовании и других сферах жизни человека является активное использование цифровых технологий. Елена Валерьевна обратила внимание на то, что практика цифровизации дошкольного образования богата интересными, нестандартными решениями, особенно в применении информационных технологий как в управлении ДОО, так и в организации образовательной деятельности, однако имеется ряд проблем, требующих обсуждения. Ведущим спикером была обозначена цель проведения интерактивной лекции — поиск путей решения проблем, препятствующих реализации инноваций в области цифровой трансформации дошкольного образования.

С интерактивной лекцией выступили Владимир Киселев, старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИРО, Татьяна Кащеева, старший воспитатель детского сада № 30 Сарова, и Алла Мартюхина, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе детского сада № 97 Дзержинска.

Характеризуя современное состояние цифровизации управления, Владимир Витальевич отметил, что применение информационных технологий особенно важно при реализации основных функций управления — мониторинга, планирования, организации деятельности, координации, мотивации и контроля. Сложность управленческой системы ДОО ориентирует администрацию на организацию эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, координацию их профессиональной деятельности и эффективного выполнения должностных обязанностей. Спикер акцентировал внимание участников на значимости оперативной, своевременной и достоверной информации, отражающей качественные характеристики функционирования и динамику развития образовательной организации. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе администрации детского сада поможет повысить эффективность управления образовательной организацией на основе своевременного принятия необходимых управленческих решений. Был представлен критический обзор информационных систем, использование которых возможно в организации деятельности администрации ДОО.

Татьяна Владимировна познакомила участников секции с опытом использования цифровых технологий в образовательном процессе ДОО. На примере своего детского сада спикер раскрыла преимущества цифровых технологий перед традиционными средствами обучения и обратила внимание на возникающие проблемы при всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании. Сегодня цифровые технологии можно считать новым способом передачи знаний,  соответствующим качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса. Подводя итог, Татьяна Владимировна подчеркнула, что современный педагог должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды.

Алла Владимировна в своем выступлении рассказала о применении цифровых технологий в методической работе ДОО, в том числе раскрыла направления методической работы, связанной с повышением уровня цифровой компетентности педагога. Особый акцент в диалоге с участниками секции был сделан на приоритете информационной безопасности ДОО в содержании деятельности администрации, персонала детского сада, участников образовательного процесса.

Формат интерактивной лекции был принят аудиторией; продуктивно обсуждались вопросы, связанные с программным обеспечением, качеством продукции фирм, занимающихся электронными образовательными ресурсами для дошкольников. Активной была работа участников секции с информацией о QR-кодах и робототехнике в образовательном процессе, много вопросов задавалось о цифровизации управления — электронном документообороте.

Большой интерес вызвала работа инновационных площадок кафедры по созданию цифровой образовательной среды в ДОО.

Все выступления спикеров секций педагогического форума, связанных с модернизацией дошкольного образования, сопровождались презентациями и завершались плодотворной дискуссией в благожелательной атмосфере позитивного спора и взаимного уважения. Благодарим всех спикеров и участников секций за активную профессиональную позицию, инновационные идеи и огромное стремление к профессиональному сотрудничеству!

Алла ЧЕМЕНЕВА,

кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой

дошкольного образования НИРО,

Владимир КИСЕЛЕВ,

Елена ЧИГИРИНОВА,

старшие преподаватели кафедры

 

Школа № 8, сентябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN