«Здоровьесберегающая грамотность: формирование профессиональных компетенций специалистов», «Новая дидактика для детей с ОВЗ: роль нейропсихологических исследований в инклюзивном образовании»
В рамках форума проходили две секции кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения НИРО.
Первая секция «Здоровьесберегающая грамотность: формирование профессиональных компетенций специалистов» объединила около 50 педагогов различных специальностей: заместителей директора, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов и психологов, педагогов коррекционных классов и дополнительного образования. Форматами работы секции были выбраны интерактивная лекция и круглый стол.
Работу секции открыла основной спикер Ирина Абросимова. Ее выступление было посвящено общим подходам к данной тематике: в первую очередь, отмечены противоречия и актуальность формирования здоровьесберегающей грамотности у педагогов образовательных организаций. Среди актуальных вопросов спикер выделила статистику здоровья школьников, поведенческие риски и асоциальное поведение подростков, а также факторы риска в образовательных организациях для всех участников образовательного и воспитательного процесса. Обсуждались основные изменения в нормативных документах, ориентированные на осуществление здоровьесберегающей деятельности. Спикер подчеркнула основную цель здоровьесберегающей деятельности: «воспитание у обучающихся и воспитанников ответственного отношения к своему здоровья» — и основные критерии здоровьесберегающей грамотности педагогов, включающие знание системных подходов и направлений ЗСД в ОО. Кроме этого, было акцентировано внимание педагогов к основным моделям ЗСД и мониторинговым исследованиям по итогам данной деятельности в ОО. Важным аспектом выступления явилось представление обновленной просветительской программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для различных возрастных групп «Разговор о здоровье» под редакцией профессора, доктора биологических наук Ольги Гладышевой.
Далее в рамках открытого микрофона выступили представители инновационных проектов кафедры: Елена Зеленова, учитель начальных классов школы № 118 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района Нижнего Новгорода, и Любовь Соболева, заместитель директора школы № 62 Ленинского района Нижнего Новгорода. Оба педагога отметили, что в начальной школе работа с обучающимися по формированию культуры здоровья ведется эффективнее, нежели в основной школе.
Вторая секция была посвящена проблеме развития детей с ОВЗ. Это не новая тема. Совместно с педагогами сетевых инновационных детских садов на кафедре регулярно проходят разнообразные мероприятия, затрагивающие практические аспекты работы с воспитанниками и обучающимися с ОВЗ. Тема секции «Новая дидактика для детей с ОВЗ: роль нейропсихологических исследований в инклюзивном образовании» была выбрана неслучайно и обусловлена рядом факторов: число детей с ОВЗ в детских садах Нижегородской области увеличилось с 5089 человек в 2015/2016 учебном году до 9395 в 2020/2021 учебном году, в 323 детских садах имеются 602 группы комбинированной или компенсирующей направленности. В этих группах с дошкольниками работают подготовленные специалисты, но при этом достаточное число детей с ОВЗ посещает общеразвивающие группы в рамках инклюзии. Такая ситуация актуализирует значимость компетенций педагогов, направленных на эффективные коррекционные воздействия с учетом особенностей состояния ребенка. Рекомендации августовской встречи помогут практикам дошкольного образования осознанно отбирать из имеющихся в их багаже методик наиболее действенные.
В ходе работы секции спикеры раскрыли ряд нейропсихологических проблем детей с ОВЗ, иллюстрируя основные положения науки примерами из коррекционной практики.
Основной спикер — Марина Яковлева — рассказала о результатах исследований, проведенных на базе детских садов, являющихся инновационными площадками кафедры. Выявленные в ходе мониторинга детей с ОВЗ нейропсихологические особенности, такие как нарушения мозолистого тела, выбор пассивно-приспособленческих моделей поведения и быстрая утомляемость, могут быть скорректированы рядом дидактических приемов, например кинезиологическими упражнениями.
Анастасия Айдова, педагог начальных классов и учитель-дефектолог школы № 54 Советского района Нижнего Новгорода, победитель районного этапа конкурса и лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года — 2022», представила применяемые ею при организации учебной деятельности нейропсихологические подходы и данные психологических диагностик при адаптации учебного материала. Основную идею ее выступления продолжила Светлана Шалина, учитель-дефектолог детского сада № 1 Сарова. Демонстрируя полное взаимопонимание, эти молодые педагоги провели небольшой мастер-класс кинезиологических заданий для присутствующих.
Елена Меркурьева, заместитель заведующей детского сада № 130 Приокского района Нижнего Новгорода, рассказала об уникальном опыте работы с детьми с РАС в Ресурсном центре для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста.
Свое выступление Луиза Калинкина, заместитель заведующей детского сада № 165 Ленинского района Нижнего Новгорода, посвятила работе с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи и возможностям совмещения кинезиологических практик с другими видами коррекционной деятельности.
Завершила работу секции Елена Смыслова, воспитатель детского сада № 430 Ленинского района Нижнего Новгорода. Ее воспитанники имеют нарушения зрения, их нейропсихологической особенностью является отсутствие или дефицитарность сенсорного визуального канала. Педагог рассказала о методах расширения сенсорных воздействий на детей с помощью созданных специалистами детского сада игр «Дом-квест» и «Жилеты».
Ирина АБРОСИМОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физической культуры,
ОБЖ и здоровьесбережения НИРО,
Марина ЯКОВЛЕВА,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры
ПОДЕЛИТЬСЯ: