«Бережливые образовательные организации Нижегородской области: перспективы развития»

Деятельность образовательных организаций связана с необходимостью постоянной адаптации к динамичной окружающей среде и повышения качества образования. Концепция бережливого производства признана одним из самых эффективных способов, позволяющих оптимизировать все направления деятельности организации.

 

 

Несколько лет в ведущих отраслях экономики Нижегородской области реализуется проект «Эффективный регион», направленный на повышение производительности труда с помощью методов и инструментов бережливого производства. Полноправным участником проекта стала система образования.

Важнейшим направлением реализации данного проекта в системе образования является формирование бережливого мышления обучающихся с помощью создания фабрик процессов.

Фабрика процессов это образовательная площадка, на которой происходит имитация процесса, выполняя и оптимизируя который участники получают практический опыт использования инструментов бережливого производства, а также осознают значимость предлагаемых улучшений для повышения эффективности своей деятельности.

О первой в нашем регионе дошкольной фабрике процессов, созданной в детском саду № 34 с. п. Селекционной станции Кстовского региона, рассказали заведующая Елена Жулина и старший воспитатель Ольга Володина.

Участники игры получают заказ на изготовление яркой гирлянды из флажков для прогулочных участков детского сада. В процессе производства дети сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие порядка на складе, неготовность инструмента к работе, ожидание при получении материалов и др. Ребята сами выявляют потери и предлагают оптимизационные мероприятия по их устранению. В ходе обсуждения дошкольники знакомятся с таким инструментом бережливого производства, как «Диаграмма “Cпагетти”», и продумывают, какая расстановка столов будет более удобной для передачи деталей гирлянды и сборки гирлянды.

Ирина Карасева, старший воспитатель детского сада «Ромашка» Урени, представила фабрику процессов «Изготовление книжки-малышки в подарок малышам». Суть фабрики заключается в том, что дети  имитируют работу типографии по изготовлению книжек-малышек. У каждого участника своя должность, то есть своя роль и зона ответственности. У ребят не сразу получается достичь желаемого результата, потому что в процессе работы возникают такие потери, как ожидания и лишние перемещения. Ведущий не дает детям готовую информацию, а с помощью разнообразных методов и приемов помогает им выявить причины потерь и определить, как улучшить процесс изготовления книжек.

Данная игра вызывает огромный интерес у ребят старшего дошкольного возраста, дети активно стремятся довести начатое дело до конца, изготовить нужное количество книжек и передать их малышам. Фабрика процессов способствует активизации мышления, формированию умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

В Починковском детском саду № 8 была создана фабрика процессов «Дорожка здоровья». Заведующая Светлана Тяпухина и старший воспитатель Ольга Морозова рассказали, что на их производстве все по-настоящему: организованы рабочие места, выдается спецодежда и созданы должностные инструкции для каждого участника.

Заказчиком является педагог, который приходит к проектировщику, чтобы сделать заказ на строительство дорожки здоровья. Обсудив с заказчиком необходимые детали, проектировщик передает их инженеру-строителю, который составляет план-схему. Кладовщик набирает нужные элементы дорожки, а водитель отвозит их прорабу, под руководством которого монтажник собирает дорожку в заданном месте.

Опыт создания фабрики процессов «Сборка модели судна» в школе № 79 им. Н.А.Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода был представлен директором Тамарой Каславской. Эта фабрика носит профориентационный характер, она была задумана и реализована в рамках проекта «Повышение интереса к судостроению у школьников 8—9-х классов с целью формирования осознанной мотивации для поступления в инженерный судостроительный ОСК 10-й класс».

На игровой площадке создается проблемная ситуация. Согласно ей объединенная судостроительная корпорация, планирующая строительство нового завода, подбирает команду сотрудников, способных построить судно и отправить его в навигацию. Участники игры должны за определенное время собрать судно из 3D-моделей по схемам.

Использование имитационной игры позволяет ученикам не только погрузиться в производственный процесс судостроительного предприятия, но и получить информацию, способствующую формированию системного бережливого мышления.

Все разработчики фабрик процессов согласны тиражировать накопленный опыт и приглашают на свои площадки для обучения воспитанников и обучающихся других образовательных организаций.

Отметим, что учебно-методическим центром бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО разработаны методические рекомендации по созданию фабрик процессов в образовательных организациях.

Людмила СИБИРЯКОВА,

руководитель учебно-методического центра

бережливых технологий
в образовании

(«Фабрика процессов») НИРО,

Елена ЖУЛИНА,
заведующая,

Ольга ВОЛОДИНА,
старший воспитатель

детского сада № 34
с. п. Селекционной станции
Кстовского района,

Ирина КАРАСЕВА,

старший воспитатель
детского сада «Ромашка» Урени,

Светлана ТЯПУХИНА, заведующая,

Ольга МОРОЗОВА,
старший воспитатель

Починковского детского сада № 8,

Тамара КАСЛАВСКАЯ,
директор
школы № 79 им. Н.А. Зайцева

Сормовского района
Нижнего Новгорода

 

Школа № 8, сентябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN