«Бережливые образовательные организации Нижегородской области: перспективы развития»
Деятельность образовательных организаций связана с необходимостью постоянной адаптации к динамичной окружающей среде и повышения качества образования. Концепция бережливого производства признана одним из самых эффективных способов, позволяющих оптимизировать все направления деятельности организации.
Несколько лет в ведущих отраслях экономики Нижегородской области реализуется проект «Эффективный регион», направленный на повышение производительности труда с помощью методов и инструментов бережливого производства. Полноправным участником проекта стала система образования.
Важнейшим направлением реализации данного проекта в системе образования является формирование бережливого мышления обучающихся с помощью создания фабрик процессов.
Фабрика процессов — это образовательная площадка, на которой происходит имитация процесса, выполняя и оптимизируя который участники получают практический опыт использования инструментов бережливого производства, а также осознают значимость предлагаемых улучшений для повышения эффективности своей деятельности.
О первой в нашем регионе дошкольной фабрике процессов, созданной в детском саду № 34 с. п. Селекционной станции Кстовского региона, рассказали заведующая Елена Жулина и старший воспитатель Ольга Володина.
Участники игры получают заказ на изготовление яркой гирлянды из флажков для прогулочных участков детского сада. В процессе производства дети сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие порядка на складе, неготовность инструмента к работе, ожидание при получении материалов и др. Ребята сами выявляют потери и предлагают оптимизационные мероприятия по их устранению. В ходе обсуждения дошкольники знакомятся с таким инструментом бережливого производства, как «Диаграмма “Cпагетти”», и продумывают, какая расстановка столов будет более удобной для передачи деталей гирлянды и сборки гирлянды.
Ирина Карасева, старший воспитатель детского сада «Ромашка» Урени, представила фабрику процессов «Изготовление книжки-малышки в подарок малышам». Суть фабрики заключается в том, что дети имитируют работу типографии по изготовлению книжек-малышек. У каждого участника своя должность, то есть своя роль и зона ответственности. У ребят не сразу получается достичь желаемого результата, потому что в процессе работы возникают такие потери, как ожидания и лишние перемещения. Ведущий не дает детям готовую информацию, а с помощью разнообразных методов и приемов помогает им выявить причины потерь и определить, как улучшить процесс изготовления книжек.
Данная игра вызывает огромный интерес у ребят старшего дошкольного возраста, дети активно стремятся довести начатое дело до конца, изготовить нужное количество книжек и передать их малышам. Фабрика процессов способствует активизации мышления, формированию умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
В Починковском детском саду № 8 была создана фабрика процессов «Дорожка здоровья». Заведующая Светлана Тяпухина и старший воспитатель Ольга Морозова рассказали, что на их производстве все по-настоящему: организованы рабочие места, выдается спецодежда и созданы должностные инструкции для каждого участника.
Заказчиком является педагог, который приходит к проектировщику, чтобы сделать заказ на строительство дорожки здоровья. Обсудив с заказчиком необходимые детали, проектировщик передает их инженеру-строителю, который составляет план-схему. Кладовщик набирает нужные элементы дорожки, а водитель отвозит их прорабу, под руководством которого монтажник собирает дорожку в заданном месте.
Опыт создания фабрики процессов «Сборка модели судна» в школе № 79 им. Н.А.Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода был представлен директором Тамарой Каславской. Эта фабрика носит профориентационный характер, она была задумана и реализована в рамках проекта «Повышение интереса к судостроению у школьников 8—9-х классов с целью формирования осознанной мотивации для поступления в инженерный судостроительный ОСК 10-й класс».
На игровой площадке создается проблемная ситуация. Согласно ей объединенная судостроительная корпорация, планирующая строительство нового завода, подбирает команду сотрудников, способных построить судно и отправить его в навигацию. Участники игры должны за определенное время собрать судно из 3D-моделей по схемам.
Использование имитационной игры позволяет ученикам не только погрузиться в производственный процесс судостроительного предприятия, но и получить информацию, способствующую формированию системного бережливого мышления.
Все разработчики фабрик процессов согласны тиражировать накопленный опыт и приглашают на свои площадки для обучения воспитанников и обучающихся других образовательных организаций.
Отметим, что учебно-методическим центром бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО разработаны методические рекомендации по созданию фабрик процессов в образовательных организациях.
Людмила СИБИРЯКОВА,
руководитель учебно-методического центра
бережливых технологий
в образовании
(«Фабрика процессов») НИРО,
Елена ЖУЛИНА,
заведующая,
Ольга ВОЛОДИНА,
старший воспитатель
детского сада № 34
с. п. Селекционной станции
Кстовского района,
Ирина КАРАСЕВА,
старший воспитатель
детского сада «Ромашка» Урени,
Светлана ТЯПУХИНА, заведующая,
Ольга МОРОЗОВА,
старший воспитатель
Починковского детского сада № 8,
Тамара КАСЛАВСКАЯ,
директор
школы № 79 им. Н.А. Зайцева
Сормовского района
Нижнего Новгорода
ПОДЕЛИТЬСЯ: