«Нижегородская пилотная площадка: организация деятельности образовательных организаций по внедрению рабочих программ воспитания»
Реализация рабочей программы воспитания становится главной задачей, которая определена для образовательных организаций.
Рабочая программа воспитания образовательной организации — это комплекс основных характеристик воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, и реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания (приказ Министерства просвещения РФ № 712 от 11.12.2020 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»).
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
При проектировании и реализации программы необходимо учесть специфику всех условий образовательной организации по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Рабочая программа воспитания включает в себя согласно приказам Министерства просвещения РФ № 286 и 287 от 31.05.2021 следующие разделы: анализ воспитательного процесса в организации; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей; систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
В качестве механизмов реализации программы предлагается обеспечение единых подходов к проектированию программ воспитания; обновление содержания воспитательной деятельности, направленной на развитие личности обучающихся, их духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание, укрепление психического здоровья и физическое воспитание; обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия организаций и специалистов, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения.
В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации на 2021—2022 гг. по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования обновлена примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленная в 2020 году. Проводятся мероприятия по реализации обновленных рабочих программ воспитания в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Организатором такой деятельности стала кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО (федеральный куратор — Марина Ямбаева).
В 2021 году появились пилотные образовательные организации Нижегородской области по реализации обновленных рабочих программ воспитания. Активное участие в этой важной работе приняли 20 ОО.
На первом этапе деятельности инновационной площадки с участниками пилотных площадок были проанализированы имеющиеся рабочие программы воспитания, обсуждены изменения структуры и содержания рабочих программ воспитания в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами и обновлены рабочие программы воспитания пилотных площадок.
Результаты первого этапа были представлены на обсуждении в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО. Его участники определили требования, которые необходимо учесть при обновлении рабочих программ воспитания.
Важным стало выявление эффективного педагогического опыта реализации рабочих программ воспитания. Это явится основой второго этапа деятельности инновационной площадки НИРО.
Опыт работы пилотных площадок по реализации рабочих программ воспитания был представлен в рамках августовского педагогического форума.
О моделировании воспитывающей культурной среды в дошкольной образовательной организации рассказала Светлана Епифанова, старший воспитатель детского сада комбинированного вида «Ивушка» г. Бор.
Опытом организации разработки и реализации рабочей программы воспитания в СПО, имеющимися трудностями и ресурсами поделилась Ольга Черновская, педагог-психолог Нижегородского областного колледжа культуры.
Участники площадки обсудили вопросы о том, как «настроить» корректировку рабочей программы воспитания, с какими негативными моментами в актуализации рабочей программы воспитания можно столкнуться и каковы варианты работы с ними.
Также коллеги поделились своим опытом при обсуждении вопросов: «Что будет являться приоритетом при оценке рабочей программы воспитания — развитие личности или состояние воспитательной деятельности?», «Должны ли быть критерии оценки рабочей программы воспитания одинаковыми и равноценными для всех образовательных организаций?», «В какой степени следует учитывать специфику рабочей программы воспитания либо безопаснее следовать установкам ее примерного варианта?».
Антон Макаренко отмечал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных». Об этом следует помнить при обновлении и реализации рабочих программ воспитания в образовательных организациях.
Марина ЯМБАЕВА,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой теории
и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: