Смысловое чтение — путь к читательской грамотности
Обновленный ФГОС НОО заставляет по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни. Поэтому важно различать понятия «осознанное чтение» как одну из характеристик техники чтения и «смысловое чтение», считает Валентина ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
Уметь учиться сегодня — это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут заняты смысловым чтением.
Оно представляет собой сложную структуру, состоящую из совокупности овладения несколькими конкретными УУД: восприятием текста, нахождением в тексте информации для решения учебных задач, интерпретацией текста, умением восстанавливать деформированный текст и владением алгоритмами воспроизведения прочитанного.
Под умением воспринимать текст подразумевается осмысление содержания прослушанного произведения, умение уловить интонационные, тембровые оттенки и эмоции рассказчика.
УУД, связанное с нахождением в тексте информации для решения различных учебных задач, представляет совокупность последовательно реализуемых операций:
— определение назначения текста;
— формулирование темы текста;
— ответы на вопросы в соответствии с учебной задачей;
— сравнение текстов с точки зрения оформления результатов на основе применения познавательных УУД.
Интерпретация текста — это разъяснение, толкование смысла, главной мысли, основанное на собственном субъективном восприятии прочитанного. В освоении этого умения необходимо, по мнению Н.Ф. Виноградовой, выполнение следующих «шагов»:
— антиципация (предположение) смысла текста по заголовку, теме, иллюстрации, чертежу, схеме, таблице;
— определение последовательности событий в тексте;
— анализ темы и формулирование главной мысли;
— характеристика объекта на основе материала текста;
— высказывание своего отношения к прослушанному или прочитанному;
— представление доказательств, подтверждающих высказанное мнение.
Восстановление деформированного текста основывается на анализе текста для подтверждения логики изложения, нахождения ошибок, дополнения и изменения на основе системы заданий, когда: отсутствует или смещено начало теста; нарушена временная последовательность событий или операций.
Воспроизведение текста начинается с простейших видов работы в 1-м классе и постепенного усложнения на последующих годах обучения:
— выделения самостоятельных смысловых частей;
— определения микротем этих частей;
— составления плана текста;
— конструирования текстов по прочитанному или создание новых, собственных текстов в соответствии с заданной темой, жанром и т. д.
ПОДЕЛИТЬСЯ: