Как стать информационно грамотным
Умение работать с информацией — одно из важнейших умений в современном мире. Человек постоянно получает новые сведения: с экрана телевизора, компьютера, смартфона, через общение и т. д. Иногда информации так много, что найти правдивую сложно, особенно ребенку, считают учителя начальных классов школы № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово Любовь КОСТРОВА и Марина МОКРЕЦОВА.
В океане информации
Перед педагогом в этой ситуации ставятся новые задачи: научить самостоятельно добывать информацию, систематизировать накопленные знания, делать выводы. Для этого следует уделять внимание развитию у учащихся некоторых важных умений.
Во-первых, умение находить различия в информационном источнике и в собственных представлениях.
Педагогу надо предлагать детям выполнять задания по различению знаний, основанных на собственном опыте, и информации, получаемой извне. В зависимости от года обучения и класса нужно формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением. Задания для первоклассников не должны быть сложными, чтобы обучающиеся не потеряли интерес к работе такого типа.
Задание
Посмотрим на буквы. (На доске и у каждого ученика на столе лист с буквами.)
А Н А К А К Т Р А К А
— Сосчитаем, сколько здесь букв. (10 букв)
— Обведем красным карандашом в кружок букву, которая встречается чаще других.
— Кто знает, как называется эта буква?
— Сколько раз встречается буква А? (5 раз)
— Обведем синим карандашом букву, которая встречается три раза. (Обводят букву К.)
— Кто знает, как называется эта буква? (Кто-то из детей называет букву.)
Это задание тренирует такие виды информационной деятельности, как поиск, получение, фиксация информации. В данном случае представлен вербальный источник, то есть буквы.
Для формирования у младших школьников информационных умений необходимо, чтобы присутствовал материал, который постоянно ставил бы ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией.
Рассказ с фенологическими ошибками
Хорошо летом в лесу. Лесные поляны украшены подснежниками. Дикие яблоньки сплошь покрыты атласно-белыми цветами. Лес летом наполнен щебетанием птиц и голосами диких животных.
Чтобы верно выполнить это задание — найти фенологические ошибки — ученику нужно внимательно прочитать текст, извлечь из него достоверную информацию. Затем найти ошибки (второе и третье предложения). Дети должны знать, когда вырастают подснежники и цветут яблони. Если ребенок плохо читает, то текст может прочитать учитель.
Достоверно или нет?
Во-вторых, умение находить расхождения в разных источниках информации, неправдоподобную информацию.
Такие задания помогут в формировании функциональной грамотности — умений находить ошибку на рисунке, в тексте, схеме, таблице, на карте, а также обнаруживать противоречия в текстах. Возрастающую трудность обеспечивают сочетания разных источников информации, разный уровень знакомства с обсуждаемыми вопросами, объем.
Например, ученику нужно сравнить несколько источников, оценив степень их достоверности.
Света хочет узнать: «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?» Девочка ищет ответ на популярном сайте и находит противоречивую информацию. Ей нужно выбрать варианты, противоречащие друг другу.
В-третьих, умение находить смысловую лакуну (незнакомое слово) и понимать его значение.
Как правило, когда обучающийся встречает в тексте незнакомое слово, он либо не обращает на него внимания и может упустить смысл, либо останавливается в затруднении и не дочитывает предложение или абзац до конца. Чтобы ученик был внимательным, но не чувствовал себя беспомощным, нужно обучить его разным стратегиям работы с незнакомыми словами. Надо давать задания, которые направлены на то, чтобы ребенок потренировался находить значение нового для него слова с помощью картинки, по внутренней форме слова, из контекста.
Задание
Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова. Определите, какая из картин будет передавать настроение этого стихотворения. Постарайтесь объяснить лексическое значение слова «пелена», опираясь на строки стихотворения.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Путь к социальной грамотности
В-четвертых, умение формулировать вопрос для получения или уточнения информации.
Обучающиеся выполняют задания, тренируются соотносить вопрос и источник информации, формулировать вопрос, задавать уточняющие вопросы и создавать поисковый запрос.
Например:
— Мы живем с вами в большом и красивом городе с широкими улицами, высокими мостами и, конечно же, длинными и переплетающимися друг с другом дорогами. Почему нередко случаются дорожные происшествия?
— Что может произойти, если люди не будут знать и выполнять правила дорожного движения? Что нужно делать, чтобы избежать таких ситуаций?
— Пешеходных переходов у нас в городе много. На занятии ЮИД мы были на пешеходном переходе у нашей школы, которым вы пользуетесь каждый день. (Просмотр видеофрагмента перехода участка дороги около школы ребятами этого же класса на кружке ЮИД)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Узнаем, какие опасности подстерегают нас на дороге и как избежать их.)
Задания помогают улучшить восприятие предмета, вызывают интерес к задачам, способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: