Дефектолог — это состояние души

В настоящее время от учителя-дефектолога и учителя-логопеда требуется высокая профессиональная компетентность. Дети с ОВЗ, поступающие в образовательные организации, должны получать квалифицированную помощь и поддержку со стороны этих специалистов, активно участвующих в психолого-педагогическом сопровождении, отмечают Елена КОЛОТЫГИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики НИРО, Елена АКСЕНОВА, кандидат психологических наук, доцент, и Людмила КОБЗАРЬ, старший преподаватель.

 

 

Разносторонние специалисты

Учителя — дефектологи и логопеды должны хорошо владеть нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса, являющегося основой планирования, организации и контроля за психическим развитием детей с особыми потребностями. Этим специалистам необходимы знание актуальных проблем дефектологии и теоретических основ работы с детьми дошкольного и школьного возраста, технологий коррекционно-развивающего обучения и умение использовать их с учетом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями.

Работая с ребенком с ОВЗ, надо верить в его потенциал, обладать креативностью, эмпатией, терпением, стрессоустойчивостью. Постоянно взаимодействуя в междисциплинарной команде, необходимо иметь способность к межличностной коммуникации. Успешность коррекционно-развивающего воздействия прямо связана со способностями учителей-дефектологов и учителей-логопедов строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия.

Важно также обладать деонтологической компетентностью — способностью и готовностью к осуществлению нормативного профессионального поведения в области коррекционно-педагогической деятельности с помощью сформированной системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств.

Для повышения профессионального уровня необходима также профессиональная и личностная потребность в улучшении своей квалификации, самосовершенствовании, саморазвитии.

Конкурс для профессионалов

С 30 июня по 13 сентября в рамках V Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог-2022» в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области проводился профессиональный конкурс специалистов сопровождения — учителей-дефектологов и учителей-логопедов.

Региональный этап конкурса включал в себя оценку профессионального портфолио и видеоролика группового/подгруппового занятия / фрагмента урока участника по следующим критериям:

— организация работы в области обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— содержание реализуемых программ образования, социализации, реабилитации и сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— ресурсное (материально-техническое, программно-методическое, информационное) обеспечение обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— результативность работы в области обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Критериями оценки содержания видеоролика были:

— наличие цели, задач, соответствующих особенностям обучающихся;

— содержание фрагмента группового/подгруппового занятия / фрагмента урока;

— техническое оформление видеоролика.

Региональный этап конкурса проводился в двух номинациях — «Дефектолог года» и «Логопед года».

Конкурсные материалы представили 46 специалистов дефектологического профиля, среди которых девять учителей-дефектологов, 33 учителя-логопеда, четыре учителя школ, реализующих адаптированные образовательные программы и коррекционные курсы, из Ардатовского, Балахнинского, Богородского, Городецкого, Дивеевского, Краснобаковского, Лысковского, Павловского, Починковского муниципальных округов, Арзамасского муниципального района, г. о. г. Бор, Выкса, Дзержинск, Кулебаки, Нижний Новгород, Чкаловск.

 

 

(Не)ограниченные возможности здоровья

В номинации «Дефектолог года» было заявлено девять конкурсных материалов, три из которых предоставили учителя-дефектологи образовательных учреждений, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы; шесть — учителя-дефектологи дошкольных образовательных организаций.

В материалах портфолио учителя-дефектологи представили описание опыта работы с разными категориями детей с ОВЗ: расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, задержкой психического развития, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие участники отразили в портфолио свою деятельность в рамках реализации адаптированных основных образовательных программ, участие в проектах социальной направленности, наличие специальных условий в образовательной организации для обучения, воспитания и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в рамках деятельно­сти психолого-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии.

В портфолио Елены Безруковой, учителя-дефектолога детского сада № 110 Автозавод­ского района Нижнего Новгорода, подробно описаны особенности работы с детьми с РАС и специфика организации развивающей среды, соответствующей реализации программы «Ранняя пташка».

В портфолио Елены Володиной, учителя-дефектолога детского сада № 323 «Сказка» Сормовского района Нижнего Новгорода, представлена система коррекции нарушений развития у дошкольников с ЗПР, в том числе авторские разработки — проекты (презентации и картотека игр к ним), направленные на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В конкурсных материалах Надежды Лысовой, учителя-дефектолога детского сада № 19 «Земляничка» г. Бор, описана система коррекционной работы с дошкольниками, имеющими различные нарушения развития — ЗПР, НОДА, РАС.

Меньше (недостаточно) внимания в конкурсных материалах уделялось результатам обучения, воспитания и коррекционно-развивающей деятельности, осуществляемой учителями-дефектологами.

Все представленные конкурсантами видеоролики в основном соответствовали техническим требованиям, сформу­лированным в положении. Наиболее методически грамотно были продуманы и записаны (технически оформлены) фрагменты подгрупповых занятий у перечисленных выше учителей-дефектологов.

Сводная оценка материалов портфолио и видеоролика позволила оценить работы конкурсантов следующим образом: 1-е место — Елена Безрукова, 2-е — Елена Володина, 3-е — Надежда Лысова.

Скорректировать и улучшить речь

В номинации «Логопед года» было заявлено 33 конкурсных материала, восемь из которых представлены учителями-логопедами школ и 25 — учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций.

В содержании портфолио получили отражение разнообразные направления логопедической деятельности участников конкурса.

В портфолио Татьяны Навдаевой, учителя-логопеда Дивеевской школы-интерната, подробно описана организация логопедического сопровождения обучающихся с разной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе представлена практика надомного обучения детей с ТМНР и разнообразные формы тиражирования своего опыта.

В конкурсных материалах Натальи Морозовой, учителя-логопеда детского сада № 42 Балахны, уделяется внимание описанию авторских пособий для работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, представлены сведения о публикациях, посвященных их использованию.

Портфолио Ольги Исаевой, учителя-логопеда детского сада № 44 Автозаводского района Нижнего Новгорода, включает в себя описание опыта логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, накопленный педагогической династией, членом которой является этот конкурсант.

Большинство участников конкурса привело ссылки на сайты образовательной организации и личный сайт педагога, подтверждающие выполнение описанных направлений их деятельности.

Все представленные на конкурс видеоролики соответствовали по структуре указанным в положении техническим требованиям. Все видеоролики посвящены демонстрации актуальных методов и приемов, но лишь в материалах, представленных Татьяной Навдаевой, отражаются разнообразные технологии и приемы работы с детьми, учитывающие нарушения их развития. Содержание занятий с детьми, представленное Натальей Морозовой и Ольгой Исаевой, построено на учете индивидуальных особенностей детей.

В целом отметим, что творческий подход к организации и проведению занятий, представленных в видеороликах, проявили все участники конкурса, но наиболее ярко он продемонстрирован в материалах учителей-логопедов до­школьных образовательных органи­заций.

Сводная оценка материалов портфолио и видеоролика позволила оценить работы конкурсантов следующим образом: 1-е место — Татьяна Навдаева, 2-е — Наталья Морозова, 3-е — Ольга Исаева.

Конкурс мотивирует специалистов сопровождения к дальнейшей педагогической деятельности, помогает им получить объективную информацию об уровне своих знаний и умений, вызывает удовлетворенность полученными результатами, желание дальнейшего самосовершенствования.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN