Альфа и омега интеллектуального воспитания

В прошлом году проект «Альфа и омега интеллектуального воспитания: инструменты развития креативности детей и подростков» лицея № 87 имени Л.И. Новиковой Московского района Нижнего Новгорода получил поддержку Фонда президентских грантов. Это достижение тем более значимо, что на конкурс было представлено рекордное количество проектов за всю историю проведения конкурсов президентских грантов — 12 255, рассказывает Светлана КУЛЕВА, кандидат педагогических наук, директор лицея.

 

 

Проект для первого «цифрового поколения»

Цель проекта — создать систему продуктивной деятельности, оснащенной инструментами развития креативности детей и подростков для овладения ими компетенциями будущего (навыками ХХI века).

Актуальность проекта обусловлена особым вниманием к теме развития творческих качеств личности в современных условиях законодательного закрепления роли воспитания первого «цифрового поколения» Российской Федерации. Способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.

Новизна проекта заключается в применении системного подхода в рамках интеллектуального воспитания для формирования креативности детей и подростков двух ключевых возрастов: альфа-возраста (4—11 лет) и омега-возраста (15—17 лет).

Целевая группа: дети и подростки, в том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации, с ОВЗ; многодетные семьи, родители, педагоги (всего более 1000 человек).

Деятельность детей и педагогов организована в рамках 13 уникальных авторских прог­рамм в объеме 2046 часов, методически обеспеченных специально разработанным пособием «Инструменты креативного мышления детей и подростков».

Программы — школьникам и дошкольникам

Научное содержание проекта:

для детей дошкольного возраста реализуется развивающая программа «Родничок» (модули: «Развитие основных форм абстрактно-логического мышления дошкольников как инструмента креативного познания окружающего мира», «Методы интеллектуализации памяти как инструмента развития креативности», «Развитие произвольного внимания дошкольников и его свойств — объема, переключения, распределения внимания»);

для младших школьников (7—11 лет) — программа курса внеурочной деятельности «Формирование креативности учащихся начальной школы» (модули: «Система интеллектуальных игр “Игра — дело серьезное”», «”Я познаю мир” — исследовательская деятельность учащихся как средство развития креативности», «Решение нестандартных задач в рамках ТРИЗ»); программа курса внеурочной деятельности «Развитие креативности учащихся начальной школы в области решения современных актуальных научно-технических проблем через разработку действующих электромеханических моделей современной техники с элементами рационализации и изобретений»;

—  для подростков 15—17 лет — дополнительные общеразвивающие программы, прог­раммы исследовательских и проектных работ, модульных метапредметных курсов в физико-математическом, химико-биологическом, социально-экономическом, инженерно-техническом, художественном направлениях на базе вузов — МГУ имени М.В. Ломоносова, ПИМУ, НГТУ имени Р.А. Алексеева: «Компьютерное моделирование для решения актуальных задач», «Решение нестандартных задач по физике», «Решение нестандартных задач по математике», «Проектно-исследовательская деятельность в биологии», «Проектно-исследовательская деятельность в химии», «Основы инженерной графики», «Программно-лабораторный комплекс проектирования национального парка “Сережа”» (экологическая экспедиция в Пустынь).

Что же такое креативность?

Креативность — способность человека к нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию собственного опыта. Цифровые инструменты формирования креативности — подгруппа цифровых технологий, разрабатываемых для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы (GoogleClassroom, Яндекс Учебник, Stepik, Canvas), социальные сети (ВКонтакте), видеосервисы (YouTube), сервисы для работы с графикой (Pictochart, Canva) и создания игровых учебных материалов (LearningApps).

В качестве инструментария используются: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и др.), экспертные системы.

Традиционные инструменты формирования креативности — это естественные операции человеческой мыслительной деятельности, осуществляемые индивидуумом или группой, имеющие в основе витальные или сконструированные процессы, позволяющие достичь поставленной цели; креативность проявляется в процессе мышления, является его «опцией».

На пути к новому качеству образования

Нами была проведена практическая апробация программ парциального дошкольного образования в программе «Родничок».

В апробации участвовали три группы дошкольников по 20 человек в каждой в возрасте от 5,5 до 6 лет, то есть всего 60 дошкольников. Было проведено по 16 занятий по каждой программе в каждой из трех экспериментальных групп, то есть всего 144 занятия.

Основной целью являлась экспериментальная проверка разработанного дидактического материала и методического сопровождения для каждого занятия по вышеуказанным программам, а также возможности реализации и внедрения созданных программ в практику работы с дошкольниками с целью формирования предпосылок развития креативности и рациональных приемов умственной деятельности старших дошкольников.

По итогам практической апробации программ были получены тестовые результаты повышения уровня развития логического мышления, внимания и его компонентов, памяти (включая ассоциативную). Также в результате наблюдений у дошкольников отмечено улучшение проявления поисковой активности и желания использовать свои навыки и умения в учебных условиях. Все это подтверждает практическую значимость разработанных программ.

Особенностью сетевой реализации образовательных программ для старшеклассников стало новое качество сетевого образования на основе принципов креативности в проектно-исследовательской деятельности на базе вузов.

Результаты проекта

В ходе мониторинга реализации проекта установлено увеличение на 29 % участия обучающихся в интеллектуальных, творческих конкурсах, выставках и соревнованиях, на 19 % возросло число участников проекта, которые стали свободнее выражать свои идеи, мысли и фантазии в творчестве, проектах; отмечены рост способностей к макетированию и эскизированию у 25 % участников; повышение активности участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях у дошкольников и учеников начальных классов — на 17 %, у старшеклассников — на 21 %; увеличение результативности на 9 и 12,5 % соответственно; повышение уровня сложности выбираемых олимпиад: от городских и региональных до межрегиональных и всероссийских; повышение уровня усвоения знаний (качество) — с 66 до 74 %.

В соответствии с моделью проекта создана образовательная среда для креативного развития детей и подростков, накоплен богатый материал педагогических наблюдений для методических рекомендаций, презентаций в медийном пространстве.

Диссеминация опыта реализации проекта осуществлялась на семинарах методической сети федеральных инновационных площадок Министерства просвещения Российской Федерации 3 и 10 июня (направления «Воспитание» и «Функциональная грамотность»), семинаре «Развитие и совершенствование системной работы по развитию таланта» в образовательном центре «Сириус» 16—18 мая.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN