Музейная педагогика в приобщении к народной культуре

В Год культурного наследия народов России эффективным средством приобщения учащихся к национальной культуре на уроках русского языка может стать музейная педагогика, в том числе такой прием, как создание музея народных промыслов. Так считает учитель русского языка и литературы школы № 103 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородского района Нижнего Новгорода Надежда БАТЬКИНА.

 

 

Традиционная игрушка

Музейная педагогика, появившаяся как результат интеграции образования, науки и культуры, может рассматриваться сегодня как инновационная педагогическая технология и реализовываться не только на базе музеев, но и в рамках учебно-воспитательного процесса в школе.

Исследователи данной проблемы считают, что культурно-исторический диалог, составляющий основу музейной педагогики, направлен на развитие творческих способностей детей, формирование их гражданской идентичности, способствует развитию у них чувства сопричастности к ценностям народной культуры, в том числе через имитацию деятельности музейных работников. Наиболее эффективными приемами в рамках музейной педагогики могут стать такие, как «музей одной картины», «город в подарок», «музей народных промыслов» и др. В качестве примера рассмотрим соз­дание музея семеновской матрешки на уроках русского языка.

Знакомство с народными промыслами, в том числе с семеновской традиционной игрушкой, можно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста, постепенно расширяя содержание, включая детей в разнообразную деятельность.

Учащиеся делятся на группы в зависимости и от своих интересов и пожеланий, и от уровня развития литературных способностей, и от возможностей построения индивидуальных маршрутов речевого развития учеников. В соответствии с этим подходом при создании музея матрешки были выделены группы искусствоведов, хранителей, художников-оформителей, экскурсоводов, писателей и поэтов.

Древний смысл

Искусствоведы исследуют происхождение матрешки, используя для этого различные источники. Продуктами их деятельности становятся научно-познавательный текст и устное сообщение учащихся, например:

«Игрушка пришла к нам из далекой древности и имела глубокий смысл: женские фигурки олицетворяли плодородие, колесо символизировало солнце, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них благополучия и хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для украшения быта, для забавы и утехи детей. Игрушки, как и сказки, помогали передать ребенку понятия о добре и зле, счастье и красоте. Игрушки были рукотворными, в них играли и крестьянские дети, и барчата, и дети царей. Игрушками русских детей были свистульки, петушки, уточки, лошадки; расчески-гребешки, барашки, волчки, кораблики, куклы. В народе считалось: если дети небрежно обращаются с игрушкой — быть беде, верили, что игрушки могут охранять жизнь тех, кто в них играет. Игрушки делали из того, что было под рукой: из глины, лоскутков, соломы, дерева. В каждой местности складывались свои традиции создания игрушки. В Нижегородской области, богатой народными промыслами, особое место занимала знаменитая на весь мир семеновская матрешка».

Откуда взялась матрешка

Хранители собирают и сохраняют так называемую «музейную» лексику, во-первых, связанную с созданием музейной экспозиции, и, во-вторых, помогающую узнать процесс изготовления и бытования матрешки. Для предварительного сбора слов хранители анализируют книги и тексты, связанные с музеями, в том числе музеями народных промыслов. Слова и словосочетания предъявляются на доске или экране, например: экспозиция, экспонат, стенды, мастерская, зал росписи, мастера-художники, рукотворный, кустарное производство, выставочный зал, резчик по дереву, резцы, токарь, токарный станок, напильник, интересный орнамент. На уроке проводится словарная работа: объяснение значения слов с помощью толковых и этимологических словарей, словарей синонимов.

Художники-оформители готовят презентации, определяют, как может выглядеть экспозиция музея.

Особую группу составляют экскурсоводы, которые составляют текст экскурсии по музею, близкий к художественному, отличающийся большей образностью, эмоциональностью, наличием экспрессивных лексических и синтаксических средств. Экскурсоводы с помощью подготовленной экскурсии должны помочь остальным учащимся понять, что посещение музея — это праздник души. При проведении экскурсии учащиеся могут использовать специальные речевые клише, например: «Первый зал посвящен истории возникновения матрешки на Руси»; «В следующем зале мы увидим, как и из чего делали эту игрушку»; «Третий зал — это мастерская, где ее расписывали»; «Четвертая комната нашего музея — выставочный зал, где находятся самые различные матрешки» и др. Экскурсоводы могут выбрать один из экспонатов для подробного рассмотрения.

Творчество и народное искусство

Выделение авторов (писателей и поэтов) в качестве специальной группы связано с тем, что Нижегородская земля богата не только умельцами-резчиками, художниками, расписывающими изделия, но и художниками слова — поэтами и писателями, посвятившими матрешке свои стихи и рассказы. Такие произведения также могут быть размещены на стендах в этом зале. Данная группа знакомит одноклассников с произведениями нижегородских поэтов и с собственным творчеством, связанным с народными промыслами.

Вместе с учителем учащиеся этой группы помогают одноклассникам подготовиться к созданию текста — описания матрешки. Для этого в рамках коллективной работы подбираются прилагательные или словосочетания с прилагательными, при необходимости объясняется их правописание: деревянная, русская, крестьянская, густо покрыта лаком, блестит, как стеклянная, в разноцветных шалях: ярко-алых, лазоревых, розовых; соболиные брови, щеки радуют ярким румянцем, горят, как огонь; с длинными ресницами, голубыми глазами; на кармашке сарафана удивительные, волшебные цветы-розаны, яркие синие и голубые незабудки, алые маки, белоснежные ромашки.

Под руководством педагога учащиеся составляют план будущего сочинения-описания, продумывают начало и концовку, определяют тип речи, стиль и жанр будущего речевого высказывания.

Участвуя в одной из групп музейных работников, внимательно вглядываясь в предметы, созданные на основе народных представлений о красоте, создавая собственные тексты о них, дети приобщаются к истокам своей национальной культуры, малой родины.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN