Профессиональные сообщества в реализации нацпроекта «Образование»
13 сентября в Нижегородском институте развития образования состоялось заседание расширенной коллегии Регионального учебно-методического объединения (РУМО). В нем приняли участие более 80 делегатов от дошкольных образовательных организаций и педагогов начального образования Нижегородской области, рассказывают Ирина БОНДАРЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО, и Татьяна РЕВЯГИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования НИРО.
Преемственность в образовании
Особое внимание было уделено теме преемственности в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Доцент кафедры начального образования НИРО, кандидат психологических наук Татьяна Рунова акцентировала внимание собравшихся на том, что государственная политика в области реализации преемственности отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ориентированном на построение новой системы дошкольного образования. В ее центре находится личностное развитие ребенка. А приоритет в образовании сегодня отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, и быть ориентировано на помощь подрастающему человеку в личностном становлении.
В своем докладе Татьяна Рунова обращалась к Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где говорится о создании условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Также были рассмотрены сущность воспитания как формирование у детей системы отношения к себе и окружающему миру и его значимые аспекты, нравственное воспитание.
Заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО, кандидат педагогических наук Алла Чеменева обратила внимание на роль регионального и муниципального компонентов в проектировании и реализации рабочих программ воспитания.
Воспитываем юного гражданина
Заведующая кафедрой начального образования НИРО, кандидат педагогических наук Светлана Тивикова и доцент кафедры, кандидат психологических наук Ирина Бондарева познакомили с региональными программами внеурочной деятельности для младших школьников «Дорогою открытий и добра» и «Мы — нижегородцы!», разработанными на кафедре.
Цель программы «Дорогою открытий и добра» (авторы: Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина) — создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Внеурочные занятия проводятся на деятельностной основе. На каждом занятии планируется проведение коммуникативных заданий — работа в парах и микрогруппах. В 1-м классе занятия строятся в игровых формах: дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизация, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, викторины, отгадывание загадок и кроссвордов, рисование и т. д. Во 2—4-х классах на занятиях используются учебники и рабочие тетради «Кораблик» (2-й класс) и «Жар-птица» (3—4-е классы), а также мультимедийные приложения к учебникам.
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы!» (автор В.Ф. Одегова) для учащихся 1—4-х классов состоит из программы кружка «Народные увлечения для развлечения» (1-й класс) и программы интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» (2—4-е классы). Основная цель курса — формирование духовно-нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности на основе создания собирательного образа нижегородца, а также образа Нижегородского края и его центра — города Нижнего Новгорода; первичного знакомства с жизнью нашего региона в настоящее время и в прошлом.
Быть патриотом
Заместитель директора школы № 66 Московского района Нижнего Новгорода Любовь Калачева представила «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» (автор-составитель М.К. Приятелева), направленный на развитие социокультурной компетентности младших школьников, формирующий уважение к культуре, традициям и истории Нижегородского края, чувство гордости за исторические и современные достижения его граждан. Работа с социокультурным дневником активизирует интерес обучающихся к изучению краеведения, создает условия для эффективного взаимодействия педагогов и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
Доцент кафедры дошкольного образования НИРО, кандидат педагогических наук Римма Белоусова выступила с сообщением на тему «Методическое сопровождение реализации парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет», в рамках которого познакомила со структурой, содержанием и опытом реализации парциальной программы «С чистым сердцем», разработанной и апробированной на инновационной площадке кафедры — в детском саду № 300 Московского района Нижнего Новгорода. Данная программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников 5—7 лет с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), на примере жизни которых у детей формируются представления о добродетелях и потребность следовать хорошим нравственным примерам.
Парциальная программа патриотического воспитания детей 5—7 лет «Этих дней не смолкнет слава» (авторы: Р.Ю. Белоусова, В.М. Перевезенцева, О.В. Сикачева) направлена на развитие представлений детей о российской армии, исторических подвигах защитников Отечества и воспитание нравственно-патриотических чувств и качеств личности старшего дошкольника.
Образовательная деятельность предполагает включение детей в изучение исторического и краеведческого материала, открытие семейных реликвий.
Знать и любить свое Отечество
Доцент кафедры дошкольного образования НИРО, кандидат педагогических наук Татьяна Ревягина выступила на тему «Организационно-содержательное обеспечение нравственно-патриотического воспитания детей 5—7 лет», в котором раскрывалось содержание инновационной деятельности площадок кафедры — детского сада № 116 Автозаводского района Нижнего Новгорода (дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей 5—6 лет «Возвращение к истокам» и методическое пособие к ней) и детского сада № 404 «Ростки» Советского района Нижнего Новгорода (дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности для детей 5—6 лет и 6—7 лет «Мы — россияне, мы — нижегородцы» и методические пособия к ним).
Программа и методическое пособие «Возвращение к истокам» имеют экспертные заключение НМЭС НИРО (2019 г.), являются финалистами конкурса на соискание Премии Нижнего Новгорода 2020 года, лауреатами Премии Нижнего Новгорода 2021 года, обладателями гранта мэра Нижнего Новгорода 2021 года.
Цели программы — формирование целостных представлений об истории Нижегородского края, его преданиях и легендах, о национальном костюме, кустарных и художественных промыслах; способствование проявлению детьми чувства гордости за родной край, воспитанию чувства уважения к любому виду труда, русскому быту и культуре.
Наша родина — Нижегородский край
Вниманию руководителей и педагогов ДОО Нижегородской области были представлены авторские дидактические игры и пособия: «Край родной», «Башни Нижегородского кремля», «Край Нижегородский»; серия дидактических пособий «Повтори узор. Хохломская роспись»; серия дидактических пособий «Повтори узор. Городецкая роспись».
Также был представлен учебно-методический комплект «Мы — россияне, мы — нижегородцы», лауреат премии Нижнего Новгорода 2016 года. Его цель — приобщение детей 5—6 лет и 6—7 лет к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в традиционной национальной культуре.
Тематические блоки (для детей 5—6 лет и 6—7 лет): «Я среди людей», «Мой край Нижегородский», «Моя семья». Для детей 6—7 лет дополнительно разработан тематический блок «Приобщение детей к православной культуре» (автор О.Ю. Серова, педагог дополнительного образования ресурсного центра духовно-нравственного воспитания школы № 187 Советского района Нижнего Новгорода).
Руководители РУМО избраны
После пленарного заседания РУМО состоялись выборы членов его отделений по дошкольному и начальному образованию из числа кандидатов, предложенных муниципальными районами и городскими округами.
От ДОО Нижегородской области была принята 21 заявка на участие в РУМО в секции «Дошкольное образование». Прямым открытым голосованием были избраны 16 членов объединения из разных муниципальных образований региона.
Открытым голосованием присутствовавшие избрали:
— председателя секции — Елену Конакову, методиста-организатора ИМЦ управления образования и молодежной политики администрации г. о. г. Бор;
— заместителя председателя секции — Светлану Лебедеву, специалиста управления образования администрации г. о. г. Чкаловск;
— секретаря секции — Наталью Мокрецову, старшего воспитателя детского сада № 5 «Золотая рыбка» Богородского муниципального округа.
В секции «Начальное образование» открытым голосованием были избраны 12 членов из разных муниципальных образований Нижегородской области.
Открытым голосованием присутствовавшие избрали:
— председателя секции — Наталию Ушакову, учителя начальных классов, методиста ИДЦ Балахнинского муниципального округа;
— заместителя председателя секции — Татьяну Башук, учителя школы № 2 им. А.С. Пушкина Арзамаса;
— секретаря секции — Татьяну Черкасову, учителя школы № 8 Городецкого района.
Деятельность Регионального учебно-методического объединения призвана обеспечить координацию инновационных действий и повышение конкурентоспособности образовательных организаций, расширение пространства профессиональной коммуникации и самореализации педагогов по улучшению качества образования.
ПОДЕЛИТЬСЯ: